Штурм аула Ахульго | Журнал Дагестан

Штурм аула Ахульго

Дата публикации: 23.04.2022

Стартовал IV конкурс поэтического перевода имени... Конкурсы

Дагестанское отделение Союза российских писателей и Клуб писателей Кавказа объявляют IV Международный...

23 часа назад

Золотые рудники Ибрагимхалила Курбаналиева История

Это отрывок из документальной повести «Большевики гор» из сборника «Свинцовая буря» («НякІ чІутІул чявхъа»)...

23 часа назад

Мастер-класс Максима Рубцова Культура

Более трёх часов длился мастер-класс одного из лучших флейтистов мира Максима Рубцова для учащихся...

4 дня назад

Двустишия Литература

Станислав КадзаевПоэт, заслуженный работник культуры СевернойОсетии. Лауреат премии им. Ц. Амбалова.Автор...

4 дня назад

20 января в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой состоялся публичный показ эскиза первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» (Ф.А. Рубо, 1890), написанного предположительно в 1888 году.

На аукционе Christie’s в Лондоне 29 ноября 2021 года в день торгов Русским искусством панорама была приобретена дагестанским меценатом Камилем Халиловым за 87500 фунтов стерлингов (без учёта налогов и сборов), что практически в 10 раз превысило эстимейт лота. Лот был выставлен внучкой художника Сильвией Рубо и для продажи был специально доставлен в Великобританию.

Ранее о существовании эскиза не было известно. О том, что он сохранился, Сильвия Рубо сообщила одновременно с желанием продать эскиз. Об этом в дагестанском сообществе широко стало известно благодаря информационной волне, поднятой искусствоведом, заместителем директора Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Джамилей Дагировой, которая узнала об этом от самой Сильвии.

На презентации эскиза с приветственным словом выступила директор музея Салихат Гамзатова, которая выразила огромную благодарность меценату Камилю Халилову за его решение приобрести это произведение и передать музею на экспонирование. Это прекрасная возможность для многих любителей искусства и истории увидеть воочию уникальный эскиз знаменитого художника Франца Рубо.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева в своём выступлении отметила: «Отрадно, что эскиз передан на временное хранение в музей, и у всех желающих будет возможность прикоснуться к истории, изучить авторскую идею и увидеть первое художественное воплощение замысла выдающегося художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо».

С благодарственной речью выступила и искусствовед Джамиля Дагирова, которая посвятила много времени и сил изучению творчества Ф. Рубо и благодаря оперативности и чуткости которой о продаже эскиза стало известно широкому кругу людей.

«Я хотел бы обратить внимание, что на картине очень важный исторический момент для нашей республики — взятие, на тот момент, столицы Имамата. На этой картине запечатлён подвиг как русского, так и дагестанского народов», — сказал Халилов на мероприятии.

В закрытой обстановке прошло подписание договора о временном экспонировании работы.

Триумф и забвение

Судьба панорамы «Штурм аула Ахульго»

Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) — русский художник французского происхождения, живописец, баталист, панорамист. Обучался в Одесской рисовальной школе, в Баварской академии художеств и у художника-баталиста Йозефа Брандта в Мюнхене. Преподавал в высшем художественном училище при Императорской академии художеств в Санкт-Петребурге, где возглавлял батальную мастерскую. С 1913 года жил в Германии. Считается основателем отечественной школы панорамной живописи. Им были созданы три панорамы: «Штурм аула Ахульго», 1889–1890 годы (представлена в сохранившихся трёх фрагментах в постоянной экспозиции ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, Махачкала); «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», 1902–1904 годы (представлена в одноимённом музее панорамы, Севастополь); «Бородинская битва», 1910–1912 годы (представлена в одноимённом музее панорамы, Москва).

До обнародования информации об эскизе панорамы единственным документальным изображением, дающим цельное представление обо всей панораме, была фотография, сделанная А. Григорьевым в Санкт-Петербурге в 1911 году во время её экспонирования (хранится в Эрмитаже), на которой холст запечатлён с частью бутафории предметного плана.

Сама панорама «Штурм аула Ахульго» была написана Францем Рубо с помощниками за пять месяцев — с декабря 1889 по май 1890 года. И 20 мая (по юл. календарю) 1890 года она под названием «Покорение Кавказа» была представлена в Мюнхене широкой публике в выставочной ротонде при Мюнхенском панорамном обществе. Позже её экспонировали в Париже (1891) в рамках Всемирной выставки, где она была оценена публикой и жюри, а художник за неё получил не только гран-при, но и высшую награду Французской республики — орден Почётного легиона.

В Российской империи панораму впервые смогли увидеть на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где её представили императору Николаю II. В следующем году правительство приобрело панораму, и администрация Кавказского военного округа перевезла её в Тифлис. Возле музея «Храм Славы» (ныне Военно-исторический музей, Тбилиси) для неё должны были выстроить специальный павильон, но этого не случилось. До 1909 года она хранилась в свёрнутом виде в подвальных помещениях музея, что сказалось на её сохранности. В 1908 году Императорская академия художеств присвоила за панораму Ф. Рубо звание академика. В 1909 году после небольшой реставрации, для которой художник привлёк своих учеников из батальной мастерской, он демонстрирует панораму в Севастополе, в здании панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», которую вывезли для экспонирования в столицу. В том же году её перевезли для показа в Санкт-Петербург на Марсово поле в павильон, оставшийся от демонстрации панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», где она находилась до 1912 года. В последующем целиком панораму никогда не экспонировали. С 1912 по 1922 год — год передачи её Военно-Артиллерийскому музею, она хранилась в свёрнутом виде в Павловских казармах. В музее стараниями сотрудников её очистили, разровняли, накатали на вал и убрали на хранение. Но в сентябре 1924 года в Ленинграде произошло сильнейшее наводнение, вода поднялась более чем на три с половиной метра и держалась три дня. Помещения музея оказались затопленными. Эта ситуация ещё больше ухудшила сохранность панорамы.

В 1928 году панорама, к тому времени разрезанная на две части, была передана в Дагестанский музей (позже Краеведческий музей Дагестана, ныне Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи). Проведённый поверхностный осмотр показал, что панорама нуждается в срочной реставрации, иначе её судьба будет предрешена. Но ни у музея, ни у властей республики не оказалось сил реализовать это. И в 1930 году, когда панораму вновь осмотрели, комиссия постановила, что около 75 % холста находится в ветхом состоянии и реставрация панорамы не имеет смысла в виду большого разрушения холста, грунта и красочного слоя. В связи с чем было предложено снять ее с учета основного фонда музея. В 1934 году панорама в последний раз была осмотрена экспертно-художественной комиссией, которая постановила панораму «ликвидировать», оставив для истории лучше сохранившиеся места. В результате чего до сегодняшнего времени дошли только три фрагмента первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго». Сохранившиеся фрагменты были вновь убраны в фондохранилище и забыты на 30 лет.

В 1965 году трагическую судьбу панорамы молодому директору нового музея Патимат Саидовне Гамзатовой (Дагестанский музей изобразительных искусств, ныне носит её имя) поведал свидетель тех событий, скульптор Хас-Булат Аскар Сарыджа, возглавлявший в начале 1930-х Дагестанский музей (НМ РД им. А. Тахо-Годи). Казалось, канувшие в Лету фрагменты панорамы более никто не увидит, так как никто не знал, где они. Но в 1969 году, когда Краеведческий музей Дагестана переехал в новое здание, а музей искусств занял его старые помещения, в брошенных подсобных помещениях были обнаружены фрагменты панорамы в очень плохом состоянии.

Был запущен процесс проведения экспертиз, обращений и получения резолюций и виз различных инстанций, который растянулся на десять лет. Только в 1981 году музею удалось заключить договор и передать фрагменты панорамы на тему Кавказской войны в «Росмонументискусство» (Ленинград), где они пролежали до 1989 года в ожидании финансирования реставрационных работ, продлившихся три года.

В 1991 году чудом сохранившиеся части панорамы, прошедшие художественную и техническую реставрацию, были представлены в ДМИИ, где они и по сей день находятся в постоянной экспозиции.

Информация предоставлена ДМИИ им. П.С. Гамзатовой

При подготовке статьи были использованы материалы из книги Д. Дагировой «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо».