«Темп»: от электробиографа к дому культур (из истории первого кинотеатра города) | Журнал Дагестан

«Темп»: от электробиографа к дому культур (из истории первого кинотеатра города)

Дата публикации: 03.09.2023

Наида Дибирова, директор Музея Махачкалы

Осетия Литература

Георгий ГогичаевРодился в 1981 году в г. Беслане Северной Осетии.Участвует в постановке мюзикла по поэме...

1 день назад

«Истина прежде всего…» Кунацкая

26 и 27 апреля в ДГУ прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы...

1 день назад

Стартовал IV конкурс поэтического перевода имени... Конкурсы

Дагестанское отделение Союза российских писателей и Клуб писателей Кавказа объявляют IV Международный...

3 дня назад

Золотые рудники Ибрагимхалила Курбаналиева История

Это отрывок из документальной повести «Большевики гор» из сборника «Свинцовая буря» («НякІ чІутІул чявхъа»)...

3 дня назад

В начале ХХ в. в России стремительную популярность набирает новое модное развлечение — синематограф, в крупных городах открываются постоянные кинотеатры.

Петровск в это время — небольшой провинциальный городок, с населением чуть больше 10 тысяч человек, но уже и здесь в 1911 г., если судить по архивным документам, поднимался вопрос о демонстрации картин синематографа. С таким прошением в Петровскую городскую полицию обратились первые содержатели электро-биографа «Прогресс» — Михаил Осипович и Анна Ивановна Мариамули.

Они просили разрешить им «с наступлением теплого времени демонстрировать картины на открытом воздухе, т. е. во дворе здания Электро-биографа, где будет устроено все согласно правил об электро-биографах по указанию техника». Скорее всего Мариамули были арендаторами синематографа, поскольку само здание располагалось на участке земли, принадлежавшем Аркадию Петровичу Вейнеру, известному астраханскому предпринимателю. Тому самому, в память о котором старые махачкалинцы и по сей день называют парк им. Ленинского Комсомола Вейнеровским садом.

Место расположения синематографа было крайне удачным — на центральной улице города — им. Кн. Барятинского. Здесь находилось много гостиниц, духанов, трактиров, всегда было многолюдно. Рядом, на месте старых соляных лабазов, открылся Городской театр. После просмотра «фильмы» можно было погулять в Городском саду или спуститься к морю.

Позднее произошла смена владельца кинотеатра. В каком именно году — установить не удалось, но интерес представляет архивный документ, датируемый 26 мая 1923 г.

Это заявление наследников Фейгельман — Зиновия, Софии и Елисаветы в Совнарком ДССР. В нём говорится, что на рассмотрение СНК поступил список владений, «намеченных к окончательной муниципализации», и среди них под номером 18 значится «Кино-Прогресс», муниципализируемый как театр. Наследники Фейгельман утверждают, что Кино-Прогресс — их бывшая собственность, «муниципализируемая в силу общих законоположений, а именно, как здание общественного пользования», и ничего против этого они не имеют. Но на общем с кинотеатром участке земли имеется принадлежащее им строение — «3 маленькие комнаты и два торговых раствора», которые еще раньше были возвращены им в собственность Главкоммунхозом.

Именно потому, что еще в 1921 г. эти строения не были муниципализированы, Фейгельманы восстановили их за свой счет, затратив все сбережения, поскольку во время гражданской войны эти комнаты были «разрушены окончательно». Однако в 1923 г. вся их собственность вновь подверглась муниципализации, и Фейгельманы обратились в СНК с просьбой оставить им хотя бы это небольшое строение. Они утверждали, что только на деньги от аренды этих помещений имеют возможность «кормиться и учиться», так как двое из наследников являются студентами: «Зиновий Фейгельман — студент 3-го курса политехнического бакинского института, София — курсистка-медичка». Просьба Фейгельманов заключалась в том, чтобы считать муниципализированным только Кино-Прогресс, оставив за ними «строение из 3-х комнат и двух растворов».

Благодаря этому документу удалось установить фамилию владельцев кинотеатра — это семья Фейгельман, и можно утверждать, что их наследники — это коренные петровчане, поскольку в заявлении они пишут следующее: «…изъятие этих строений заключает в себе глубокую несправедливость по отношению к нам как коренным трудящимся Дагестана: мы здесь родились, здесь работали и работаем всю жизнь».

При дальнейшем исследовании удалось найти еще немного информации о Зиновии Марковиче Фейгельмане. Это общие сведения, хранящиеся в Центральном государственном архиве в Санкт-Петербурге. З.М. Фейгельман родился 15.09.1901 г. в Петровске Дагестанской области, окончил Ленинградский политехнический институт в 1927 г., имел воинское звание инженер-капитана, являлся участником Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Вернёмся к кинотеатру «Прогресс». После муниципализации синематограф сдавался в аренду вплоть до 1924 г. Последним арендатором был гр. Урусов, после чего кинотеатр был передан в ведение районо, а его дальнейшая сдача в аренду была признана нецелесообразной.

К этому времени здание кинотеатра «Прогресс» уже обветшало и требовало капитального ремонта. Сказались сложные годы периода революции и гражданской войны. Однако в 20-е гг. ХХ в. кинотеатр продолжал работать и «показывать картины». В основном демонстрировались американские и германские трюковые фильмы с участием Нормы и Натали Толмедж, Гарри Пилля, Инги Гельгард, Литрис Джой.

На страницах газеты «Красный Дагестан» название «Прогресс» встречается вплоть до 1930 г., однако говорится, что «размеры и конструкция здания кино «Прогресс» не отвечают самым основным противопожарным требованиям», а Управление пожарной охраны открыто заявляет, что в случае возникновения в нем пожара спасти театр вряд ли будет возможно.

Есть все основания предполагать, что в это же время параллельно с кинотеатром «Прогресс» в Махачкале функционировал еще один кинотеатр. С 1926 г. в прессе встречаются заметки о строительстве нового кинотеатра «Шарк», на той же ул. Буйнакского, только на углу с Бассейным переулком (ныне ул. М. Горького), в здании сгоревшего дома Ибрагимбекова. В газетах говорилось, что «новое кино будет вмещать 600 зрителей. Оно будет иметь два зрительных зала: зимний на втором этаже и летний — на крыше». Внутри здания будет обустроено обширное фойе с буфетом, а на крыше, кроме зрительного зала, ещё две площадки под кафе. Руководил строительством инженер Рыжов.

Название «Шарк» кинотеатр носил недолго, в 1931 г. он был переименован в «Темп». Видимо, новое название больше соответствовало реалиям советской действительности. В это же время со страниц газет исчезает и название старого синематографа «Прогресс».

В новом кинотеатре сначала демонстрировались немые фильмы в сопровождении симфонического оркестра. В 1933 г. начали оборудовать звуковую установку, и первым показанным широкому дагестанскому зрителю звуковым фильмом стала картина «Процесс промпартии», следующей была — художественная кинокартина «Две встречи».

В годы Великой Отечественной войны в кинотеатре демонстрировались патриотические фильмы, документальная хроника. Популярностью пользовались новые звуковые художественные фильмы: «Как закалялась сталь», «Валерий Чкалов», «Два бойца». Как вспоминает доктор биологических наук, академик Заур Хашаев, «на крыше кинотеатра «Темп» стояли зенитки, а мы смотрели трофейные фильмы». Рассказывая о реакции людей на происходившее на экране, он вспоминает: «Сейчас это странно звучит, но когда в одном фильме начинался эпизод, как Сталин приезжает в освобожденный Берлин, в зале все вскакивали и кричали: «Ура товарищу Сталину!»

К 1947 г. «Темп» имел 480 зрительских мест, работал без выходных дней с числом сеансов в день 5–6. Во дворе кинотеатра располагалась летняя площадка на 520 мест, работавшая по 2 киносеанса в день. Перед началом сеансов в кинотеатре выступали артисты, показывались гимнастические номера, играл оркестр. В дагестанском архиве сохранилось трудовое соглашение, заключенное между директором «Темпа» Грачевым К.А. и руководителем эстрадного оркестра Папаян Г.С., в котором говорилось, что Папаян Г.С. «обязуется установить игру оркестра за 40 минут до начала 7- и 9-часовых киносеансов» и «2 раза в неделю сопровождать танцы на вечерах молодежи».

В 1959 г. рассматривался вопрос генеральной реконструкции кинотеатра. Проект предусматривал пристройку к существующему зданию в глубь двора и обращения главного фасада на приморский сквер, «откуда открывается широкий морской простор». Однако проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

В 60-е гг. в ведении кинотеатра «Темп», кроме основного здания, находилось еще 10 киноустановок (филиалов), расположенных в разных организациях и частях города: в сельхозинституте и партшколе, филармонии, Доме народного творчества, в Парке нефтяников, Альбурикенте и Талгах с общим количеством зрительских мест — 4342.

Плановое задание по количеству зрителей в кинотеатре составляло на год 802 тыс. человек.

18 февраля 1965 г. решением Исполкома Махачкалинского горсовета трудящихся «Темп» был переименован в государственный кинотеатр «Дружба».

«Хрущевскую оттепель» можно назвать временем расцвета советского кино, романтики «шестидесятников», временем творческого поиска. В это время меняется стилистика фильмов, уменьшается пафосность, патетический накал, присущие сталинской эпохе; популярность набирают киноленты, снятые на советских киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм», «Одесская киностудия» и др. В широкий прокат выходят фильмы «Я шагаю по Москве», «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни». Кстати, съемки последнего имеют непосредственное отношение к нашему городу.

Большой интерес у зрителей вызывает индийское кино.

К середине 1970-х популярность набирает кино «массового» жанра»: впервые на экраны выходят советские фильм-катастрофа «Экипаж» (1979 г.) и боевик «Пираты XX века» (1980 г.).

К этому времени в Махачкале появляются новые широкоформатные кинотеатры, более комфортабельные и современные («Октябрь», «Россия»), которые составляют конкуренцию старым и перетягивают зрительский поток. Кроме того, набирает популярность телевидение, что ещё больше усугубляет кризис посещаемости.

В начале 90-х вся страна переживает эпохальные изменения, а государственное советское кинопроизводство перестает существовать. Репертуар кинопроката распадающегося СССР уже не в силах конкурировать с обилием голливудских новинок и видео. В «Дружбе», как и на экранах других российских кинотеатров, идут фильмы с участием Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне, Джеки Чана и др.

В 2001 г. государственный кинотеатр «Дружба» был приватизирован группой предпринимателей. Однако еще долгое время продолжал функционировать. Судить о репертуаре кинотеатра «Дружба» в нулевые годы можно благодаря бережно сохраненным и переданным в дар музею билетам. Это в основном американские фильмы, такие как «Идентификация Борна», «Спаси и сохрани».

В настоящее время здание кинотеатра переживает свое второе рождение. Над входом вновь появилась вывеска «Темп». Но сейчас это не кинотеатр, вернее, не только кинотеатр, а целый Дом культур. Это актуальная городская площадка, которая предлагает переосмыслить идею советского дома культуры, дома, открытого для разного рода творческих форматов: это и галерея современного искусства, и лекторий, это кинобар, коворкинг, мастерские, книжный магазин, шоурумы современных дагестанских дизайнеров, кафе.

История и современность «Темпа» — хороший пример того, как можно использовать культурно-исторический потенциал места, актуализировать его, развивать, делать интересным и притягательным для совершенно разных людей, махачкалинцев нового столетия.

Фотоматериалы предоставлены Музеем Махачкалы