Сунгуровы: жизнь, прожитая в унисон
Дата публикации: 11.02.2024
Руководитель золотошвейного цеха Кубачинского художественного комбината Фатима Кишова, посетила...
1 день назад
Пряничный домикПо небу облако плывет, похожее на пряничного человечка,у Маяковского было оно только в...
1 день назад
Бег в Дагестане приобрел неожиданную популярность в последние годы. «Д» поговорил с участниками...
2 дня назад
Персональная выставка члена Союза художников России, заслуженного художника Дагестана Алипат Багаевой...
2 дня назад
Братья Гасан и Гусейн Сунгуровы — значительная величина в изобразительном искусстве Дагестана. К сожалению, безвременный уход и короткая профессиональная карьера (9 лет) не позволили художникам по достоинству раскрыть свой потенциал, осуществить творческие планы и стать узнаваемыми для широкого зрителя.
Выставка работ братьев Сунгуровых «Жизнь, прожитая в унисон» была организована по инициативе родных и близких братьев, при поддержке ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. Экспозицию поделили на тематические блоки. Их объединяли фотографии братьев за работой, среди друзей, близких, с родителями, в творческих поездках по Дагестану.
Открылась выставка большим блоком цветных линогравюр из серии «Дагестан», начатой Гасаном и Гусейном ещё в годы учёбы в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова.
Многие из экспонированных на выставке работ не были датированы авторами, поэтому о времени их создания можно лишь предполагать: по авторской стилистике или по каталогам выставок, в которых участвовали братья, на основе публикаций искусствоведов того времени.
Сунгуровы заявили о себя сразу после окончания учёбы. В 1964 году в Ростове-на-Дону прошла зональная выставка членов Союза художников СССР «Советский Юг», на которой братья стали самыми молодыми участниками.
Чёрно-белая (в большей степени) и цветная линогравюра Сунгуровых в своём обобщении и стилизации доведены до плакатной стилистики — всё лаконично, выразительно, пространство композиции решено большими «пятнами», линии (штрихи) в которых полностью подчинены форме или структуре предметов.
В более поздних работах (линогравюры и уникальная графика — предполагаемые эскизы эстампов) присутствует отражение эпохи. Если в ранних (серия «Дагестан») прослеживаются вневременные традиции, то эти работы дополнены современными деталями, что делает их актуальными и привносит лёгкий гротеск. Они отличаются обилием светлого вычищенного фона, более изящной линией, тонкой моделировкой. Среди сцен сельского быта (как традиционного, так и советского — технически современного) изображены молодые люди новой формации, одетые по последней городской моде: «Чабан» («Чабан с транзистором») (1966); «Мелодии и ритмы» (1969); «Саженцы» (кон. 1960-х), «Сельские будни».
В одном из циклов конца 1960-х Гасан и Гусейн Сунгуровы по примеру В.А. Фаворского («Самаркандская серия», 1941–1943) вносят в композицию декоративную полосу, состоящую из традиционных орнаментальных мотивов, изображений археологических артефактов — бронзовых статуэток. На каждом эстампе своя орнаментальная полоса.
Офортов, по нашим сведениям, сохранилось не так много (менее десяти). Два из них были представлены в экспозиции, а часть — на экранах.
В 1965 году в Махачкале была проведена выставка дагестанских графиков «Советский Дагестан» — первая самостоятельная экспозиция графических работ художников Дагестана. На ней зрителю впервые был представлен офорт «Натюрморт. Стол офортиста М.И. Фейгина». Этой техникой братья увлеклись в 1964 году, когда после окончания училища поехали в Москву вступать в Союз художников СССР, откуда были направлены на творческую дачу Союза художников РСФСР «Челюскинская» для графиков, где познакомились с известным офортистом М.И. Фейгиным (1914–2003).
В графических листах Сунгуровых обращает на себя внимание то, как они изображают лица и руки. При минимуме средств и деталей они передают горский характер, натруженные руки ремесленников и крестьян.
В связи с камерностью зала в экспозицию вошла только 61 работа. Организаторы решили показать ту часть творческого наследия художников, которая хранится в семьях родных и ранее практически не экспонировалась, в отличие от работ из музейных фондов, которые регулярно задействованы в различных тематических выставках как в Дагестане, так и за его пределами.
Часть не вошедших в экспозицию творческих работ (частные и музейные собрания) представлена на экранах (77 работ): эскизы к линогравюрам — композиции, выполненные кистью черной тушью или гуашью и доведённые поверху белилами; эскизы монументальных и оформительских работ; акварельные пейзажи и листы, выполненные тушью и пером в различных поездках. Мы посчитали интересным представить в экспозиции не только печатную графику, но и натурные акварели, зарисовки, привезённые из поездок по Дагестану и послужившие основой для линогравюр.
Работа Гасана и Гусейна Сунгуровых по оформлению книг представлена на выставке только четырьмя изданиями дагестанских писателей. Книжная графика отличается от печатной линейностью, лаконичностью и мягкостью. Те композиции, что решены «пятном», а не линией, не содержат подробных деталей, сюжеты выполнены свободно и мягко. Книжная графика в большинстве своем решена в один или два цвета.
Несмотря на то, что работы были созданы Гасаном и Гусейном Сунгуровыми пятьдесят лет тому назад, они до сих пор продолжают вдохновлять. Приятно отметить, что дело художников живёт не только в созданной ими графике, монументальных работах и в оформленных книгах, но и в изобразительном искусстве нашего времени. В 2012 году в Махачкале открылся Центр этнической культуры (ныне — Музей искусств «Центр этнической культуры»), выставочный зал которого украшен настенной росписью с сюжетами сунгуровских линогравюр.
Заглавное фото: эскиз к линогравюре «Страда» (тонированная бумага, гуашь), 1966 г.