Соблюдая новогодние традиции | Журнал Дагестан

Соблюдая новогодние традиции

Дата публикации: 24.12.2023

Ахмедхан Кишов

Мирный Дагестан Конкурсы

Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан!» уже в девятый раз собрал профессиональное и любительское...

6 часов назад

Открывая архивы История

* * * Уже в 1958 году при проектировании корпуса Дагестанского женского педагогического института (сейчас...

6 часов назад

Капаницын, Юнусилау: у истоков дагестанского... Изобразительное искусство

Художники-педагоги — новое явление в жизни советского общества 30-х годов прошлого века. Их горячее желание...

1 день назад

Кукольники из Дагестана вновь лучшие! Культура

Дагестанский государственный театр кукол удостоен Гран-при XXV Международного фестиваля профессиональных...

1 день назад

Предновогодняя пора — время дарить подарки. Новогоднего настроения в классическом его понимании в нашем городе, к сожалению, нет — снежинки в воздухе не витают, новогодней иллюминации практически не видать. Положение спасают украшенные ёлки, мандарины и, конечно же, яркие афиши театров, концертных залов и музеев.

В преддверии Нового Года Русский драматический театр имени Максима Горького сделал юным дагестанцам отличный подарок — легендарный «Щелкунчик» Эрнста Теодора Амадея Гофмана в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Марины Карпачёвой на либретто поэта песенника и драматурга Евгения Муравьёва. Музыку к либретто написал Владимир Баскин.

«Щелкунчик» называют волшебным символом Нового года. Множество театральных постановок, фильмов, музыки и картин сотворено на этот сюжет, включая знаменитый балет Петра Ильича Чайковского. Но в данном случае спектакль драматический. В чём заключается тот сказочный флёр сказки Гофмана, что она уже более двух столетий радует детей, да и не только их? Думаю, что у нас нет ответа на этот вопрос, нам остаётся лишь наслаждаться новым прочтением произведения немецкого писателя-романтика.

Режиссер почти не отступила от классической версии истории. Крёстный Дроссельмейер дарит Мари куклу — Щелкунчика. Ее брат Принц, как и положено каждому мальчугану, мечтает о новом солдатике для своего войска. Но Мари не разделяет интерес брата к военным забавам, ведь он не испытывает уважения к своим игрушкам, а для Мари все игрушки — живые существа, способные, как люди, смеяться, шутить и плакать. Ни родители, ни брат не понимают трогательного отношения Мари к игрушкам. Только добрый крёстный Дроссельмейер понимает девочку, поскольку сам верит и творит чудеса.

Доброе сердце Мари оживляет Щелкунчика — он оказывается настоящим героем, способным победить полчище мышей во главе с Мышильдой и не уступающим ей Мышоном — грозный неприятель будет разбит. И, конечно же, Щелкунчик превращается в красивого юношу. Это награда Мари за проявленные любовь, милосердие и смелость.

Марина Алексеевна создала на сцене яркое, динамичное действо, где каждый персонаж на своём месте. Многие актёры играют по нескольку ролей, и это понятно — сказка Гофмана многонаселённая, там действует и мышиное войско, и целая армия оживших кукол. Но понять, что в разных ролях выступает один и тот же актёр, можно лишь внимательно присмотревшись — роли хорошо прорисованы.

Мышиную братию режиссёр явно романтизирует. Да, конечно, они плохие ребята, но уж больно стильные и крутые — антагонисты слащавому дворянскому обществу. Сразу вспоминается идея Мариуса Петипа, задумавшего привнести в сюжет революционную тематику. Но, пожалуй, тут я немного ухожу в сторону. У Марины Карпачёвой получилась светлая добрая сказка, посмотреть которую будет интересно и взрослым.

Над сценографией спектакля работал художник Борис Голодницкий, надо отдать ему должное — антураж украшенного к Рождеству дворца не выглядел обычной двухмерной декорацией, давая визуальную глубину, вовлекая зрителя в сказочную феерию. Благодаря механизации сцены, мышиное войско проникает во дворец, как и положено, из подпола. Что вкупе со световыми эффектами работы Адиля Адильханова добавило красочности и увлекательности постановке — дети принимали данные сцены на ура.

Костюмы создала Полина Ханевская. Особо стоит отметить наряды игрушек, визуально наполнявших сцену, создававших атмосферу беззаботного детства. Оранжевый слоник с зонтиком, стойкий оловянный солдатик, лошадка украшенная лентами и светящаяся новогодняя звёздочка были очень к месту, подсвечивая своей игрушечной жизнью происходящее на сцене.

Почти на каждую роль утверждены сразу по два исполнителя, что неудивительно, учитывая количество показов в новогодние праздники.

В роли Мари — Диана Джахбарова и Марьям Магомедова. Принца играют — Арслан Загирбеков и Казбек Алиев. Короля тоже два — Магомед Алиев и Руслан Мусаев. Соответственно и королев столько же — Беневша Девлетханова и Садрина Новаковская. Мышильда — Алина Абдулганиева и Юлия Тимохина. Мышон — Данил Ганюшкин и Артур Джахбаров. А вот дроссельмейер один — Антон Артемов.

В роли девочек — Татьяна Сальникова, Влада Алешина, Мадина Кадиева. В роли мальчиков — Казбек Алиев и Арслан Загирбеков, они же играют Щелкунчика и стражника.

«Рассказывают, что через год он увез ее в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, что на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, сверкающих бриллиантами и жемчугом, а Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки — словом, всякие чудеса и диковинки. Вот вам сказка про Щелкунчика».

Новогодняя сказка, это именно то, что и нужно было нам и нашим детям этой ветреной южной зимой.

Фото автора