От конструктивизма к интерактиву! | Журнал Дагестан

От конструктивизма к интерактиву!

Дата публикации: 30.06.2023

Ахмедхан Кишов

Осетия Литература

Георгий ГогичаевРодился в 1981 году в г. Беслане Северной Осетии.Участвует в постановке мюзикла по поэме...

7 часов назад

«Истина прежде всего…» Кунацкая

26 и 27 апреля в ДГУ прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы...

7 часов назад

Стартовал IV конкурс поэтического перевода имени... Конкурсы

Дагестанское отделение Союза российских писателей и Клуб писателей Кавказа объявляют IV Международный...

2 дня назад

Золотые рудники Ибрагимхалила Курбаналиева История

Это отрывок из документальной повести «Большевики гор» из сборника «Свинцовая буря» («НякІ чІутІул чявхъа»)...

2 дня назад

В Русском драматическом театре имени Максима Горького бывали наверняка все горожане. Но абсолютное большинство посетителей не подозревает, что при театре действует Музей истории театров Дагестана, являющийся филиалом Национального музея Республики Дагестан имени Алибека Тахо-Годи. Вход в музей находится прямо в фойе здания.

Журнал «Дагестан» решил приоткрыть завесу «секретности» над музеем с богатым прошлым и перспективным будущим. Экскурсию для нас провела сама заведующая музеем Лилия Джамалутдинова. Кстати, мы поздравляем Лилию Гасановну с юбилеем и желаем ей и музею долгих лет жизни.

Ну что, отправимся в сценическое прошлое наших театров?

Попадая в полутёмный зал, ловишь себя на мысли, что совершенно он не похож на музей в привычном понимании. Тебя встречает дух конструктивизма. Только вглядевшись, понимаешь — место цитат Владимира Маяковского занимают театральные афиши. Тут на помощь поспевает Лилия Гасановна, и ты узнаешь, что воплотитель идеи не Александр Родченко, а вполне себе наш Гамзат Гусейнов — заслуженный деятель искусств Дагестана, художник, дизайнер-оформитель более двенадцати музеев Дагестана. Где ещё в наше время увидишь подобное?

Может возникнуть вопрос: оправдан ли подобный стиль в наше время, ведь расцвет конструктивизма пришёлся на 20–30-е годы прошлого века. Конечно же, да! Ведь годом основания Русского театра является 1925! Так что афиши Русского театра тех лет — «Гибель Хаяра» Владимира Славянского, «Судьба гор» Сергея Мстиславского, «Горцы» Романа Фатуева и другие, — вполне органично смотрятся в конструктивистской экспозиции. Глаз не оторвать! Фото актёров, среди которых Михаил Царёв, Василий Флоринский, Иннокентий Смоктуновский и другие, моменты постановок, сценические костюмы погружают посетителя в те революционные для театральной жизни Дагестана годы.

Лакский театр берёт начало с любительского театрального кружка, образовавшегося в селении Кумух Кази-Кумухского округа, заявившего о себе в 1914 году премьерой драмы Гаруна Саидова «Лудильщики». В 1920 году любительский театр назывался Советским театром имени Саида Габиева. В 1935 году театр получил статус государственного. Активное участие в работе театра принимал молодой Эфенди Капиев, участвуя даже в создании декораций. Привлекает внимание кузнечный мех, использованный в декорациях кузницы. И если кузница бутафорская, то сами меха настоящие, во вполне рабочем состоянии!

Афиши «Хаджияв и Хабибат» Муэтдина Чаринова, «Омар и Айшат» Магомед-Халила Пашаева, «Культсанштурм» Абдурахмана Омаршаева — слепок времени, свидетель эпохи! Радовали зрителей в этих постановках Шагун Ибрагимова, Магомед Мусалаев, Садык Магомедов и многие, многие другие.

Годом основания Кумыкского театра в Дагестане официально считается 1930, но литературно-художественный кружок «Танг-чолпан» существовал гораздо раньше. Первая постановка произошла ещё в 1916 году.

Афиши! И здесь они привлекают внимание, словно машина времени, перенося в прошлое. «Хочбар» Гамида Рустамова, «Андалал» Магомеда Хуршилова, «Стальной капкан» Аткая Аджаматова и многие другие. Костюмы Алима Курумова из постановок «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и «Ворон» Карло Гоцци, которым без малого сто лет, хочется потрогать руками, смахнуть с них «пыль веков»! В те годы на сцене театра блистали Амир Курбанов, Алим Курумов, Барият Мурадова, ставил спектакли Гамид Рустамов!

Лезгинский театр тоже имеет предтечу. Любительский театральный кружок под руководством Идриса Шамхалова свой первый спектакль осуществил в 1906 году, поставив спектакль «Буржали» на основе народного фольклора. В том же году ахтынский театр ставит пьесу Льва Толстого «Первый винокур», где играли Сафият и Саят Аскаровы, дочери художника театра Нухбека Аскарова. В театре играли актёры-любители Гасан Кисриев, Халил Гусейнов, Малик Гениев и Нисред Магарамов и другие. Государственным лезгинский театр стал в 1935 году. Афиши тех лет рассказывают о его репертуаре: «Разбойники» Фредерика Шиллера, «Проделки Скапена» Жан-Батиста Мольера, «Платон Кречет» Александра Корнейчука и так далее.

Аварский театр был основан в 1935 году в селении Хунзах, но творческим фундаментом в создании профессионального театра можно считать кружок художественной самодеятельности, который в послереволюционные годы начал свою деятельность при Хунзахском военном гарнизоне. В 1943 году театр перевели в Буйнакск. До Махачкалы он добрался в 1968 году.

Первыми основателями и режиссёрами театра были Абдурахман Магаев, Пётр Шияновский, Андрей Артемьев. Несмотря на все эти перемещения, театр плодотворно работал, о чём немым свидетелем времени являются афиши тех лет: «Баба» Игната Назарова, «Сундук бедствий» и «Базалай» Гамзата Цадасы, «Старик» Максима Горького.

С первых дней на сцене театра играли Зайнаб Набиева, Басир Инусилов, Махмуд Абулхаликов, Патимат Хизроева. Они и сейчас смотрят на нас с фотографий постановок далёких лет. На снимках можно узнать и костюмы, которые расположились тут же в витринах музея.

Азербайджанский театр был основан в 1904 году как Дербентский тюркский драматический театр. На открытии была представлена театральная интерпретация оперы Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун». В 1931 году состоялось открытие театра в недавно построенном клубе строителей. Главным режиссёром стал актёр Исмаил Дагестанлы. В 1936 году театр был преобразован в Государственный Азербайджанский музыкально-драматический театр и просуществовал до 1949 года, пока не был расформирован. История его продолжилась с 1967 года в статусе народного театра, и только в 1998 году Азербайджанский театр вновь получил статус государственного.

Даргинский театр был основан весной 1961 года. Выпускники первой даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте Рашидат Алхасова, Издаг Магомедова, Мухтар Омаров, Амар Багаматов и другие стали первыми актёрами театра. Режиссёром театра назначили Якова Суторшина. Их дипломные спектакли вошли в репертуар театра: «Отелло» Уильяма Шекспира, «Бела» Михаила Лермонтова, «Проделки Скапена» Жан-Батиста Мольера. Афиши спектаклей бережно сохранились и украшают зал музея, донося до нас скрип театральных подмостков. Фотографии спектаклей передают энергию и увлечённость молодых актёров.

Вот и Театр кукол! Разве мог музей обойтись без истории этого замечательного театра?! Основанный в мае 1941 года, он не перестаёт радовать дагестанских детей многих поколений. «Коричневая чума» Леонида Лукацкого, «Сон в руку» Леонида Ленча, «Своя рука владыка» Михаила Зощенко и другие работы кукольников под руководством режиссёра Якова Суторшина дарили детям улыбки и смех в военное время. Экспозиция, посвящённая кукольникам, привлекает детей — ведь здесь множество кукол, эскизов и рисунков.

По музею нужно ходить долго, всматриваясь в афиши, фотографии и реквизиты актёров. В собрании музея хранятся раритетные фотоальбомы, ценный материал о первой киноактрисе Дагестана Сафият Аскаровой, которая сыграла в первых советских фильмах: «Под властью адата» (1925), «Крылья холопа» (1926). Дневники актёров: Константина Якушева, Махмуда Абдулхаликова, Гусейна Казиева, художника по свету Валентина Марадуды, хореографа Джамалутдина Муслимова. Всех и не перечислить.

Осматривая экспозицию, мы сделали неожиданную и очень символичную находку 1959 года: благодарность от коллектива артёмовского завода «Цветмет» и, в частности, от цеха № 2 нашему Русскому театру им. М. Горького за гастроли.

Приятно и в то же самое время грустно именно в эти дни, когда Артёмовск в огне, держать в руках подарок от рабочих этого самого города. Это была благодарность за игру актёров нашего театра.

Открытию музея предшествовала многолетняя театральная выставка 1984 года. Она настолько разрослась, что было решено не расформировывать экспозицию. 1989 год считается годом рождения Музея истории театров Дагестана. За десятилетия работы накопилось множество бесценных экспонатов, которые передавали театры, актёры, поклонники театра.

Лилия Джамалутдинова, филолог по образованию, много лет проработала в средней школе № 13, где основала литературно-художественную студию «Бекенез». С 2009 года Лилия Гасановна работает в Министерстве культуры, в отделе искусств, где стала инициатором череды юбилейных вечеров, посвящённых народной артистке СССР Барият Мурадовой. Благодаря её стараниям в Бахрушинском музее состоялась юбилейная выставка, посвящённая Барият Солтанмеджидовне. С 2014 года Лилия Гасановна — заведующая театральным музеем.

В штате музея всего три сотрудника: кроме заведующей, Лилии Гасановны, это заслуженная артистка Республики Дагестан Муслимат Алиева и Алисат Шахбанова. Они стремятся сделать музей живым, посещаемым. Постоянно работают над пополнением коллекции музея.

Лилия Джамалутдинова, стремясь быть в курсе новшеств музейного дела, участвовала во Всероссийских семинарах «Театральный музей в современном культурном пространстве», «Бахрушинских чтениях». Её доклад о музее сразу привлёк внимание специалистов Театрального музея имени Бахрушина. Был подписан договор по реализации проекта «ProТеатр: многоголосие театральных традиций Дагестана».

Не пройдёт и года, Музей изменится: станет современным, живым, интерактивным. Безусловно, очень жаль, если изменится нынешний конструктивистский стиль экспозиции. Но ведь музею надо расти, расширяться. Будем надеяться, что реформаторы возьмут всё лучшее из прошлого и настоящего. Пусть музей станет светлее и привлечёт неравнодушного к театральному искусству зрителя!