Островский на всю весну | Журнал Дагестан

Островский на всю весну

Дата публикации: 26.08.2023

Ахмедхан Кишов

Осетия Литература

Георгий ГогичаевРодился в 1981 году в г. Беслане Северной Осетии.Участвует в постановке мюзикла по поэме...

1 день назад

«Истина прежде всего…» Кунацкая

26 и 27 апреля в ДГУ прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы...

1 день назад

Стартовал IV конкурс поэтического перевода имени... Конкурсы

Дагестанское отделение Союза российских писателей и Клуб писателей Кавказа объявляют IV Международный...

3 дня назад

Золотые рудники Ибрагимхалила Курбаналиева История

Это отрывок из документальной повести «Большевики гор» из сборника «Свинцовая буря» («НякІ чІутІул чявхъа»)...

3 дня назад

Александра Островского называли основоположником национального театра. Он написал 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов.

Критик Иван Гончаров писал Александру Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». 12 апреля 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения русского драматурга.

Дагестанские театры отметили юбилей Александра Николаевича Островского спектаклями по его произведениям.

Сцена из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты»

24 марта Кумыкский театр имени Алим-Паши Салаватова представил зрителям свою версию знаменитой комедии «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке заслуженного деятеля искусств России Скандарбека Тулпарова. Насыщенный танцевальными номерами спектакль обрёл оттенки водевиля и смотрелся очень динамично. Подхалимство, алчность, лживость Глумова тонут в феерии танца. Кроме того, это позволило отвлечь зрителя от процедуры смены декораций, выполненных в классическом духе, — ничего революционного и новаторского в них нет, но можно отметить их мобильность и универсальность. Они представляют собой эдакую «матрёшку» на колёсах, что позволило весьма оперативно менять интерьеры сцен, производить любопытные трансформации. На колёса поставлена и вся мебель, задействованная в постановке, что дало актёрам возможность применить новые интересные приёмы.

Герои пьесы щеголяют в разноцветных костюмах. На сцене можно увидеть любой цвет, кроме чёрного. Стало интересно: действительно ли в те далёкие времена люди так пёстро одевались, или же таков взгляд художника в прошлое? Может, именно таким видится общество самолюбивых консерваторов и модниц? Гармония актёрской игры, музыки, танца, цвета и света пришлись по душе зрителям, чьи овации не раз сопровождали игру актёров.

Сцена из спектакля «Бешеные деньги»

15 апреля в Русском драматическом театре имени Максима Горького состоялся премьерный показ пьесы «Бешеные деньги» режиссёра Марии Федосовой, студентки ГИТИСа (курс Иосифа Райхельгауза), которая получила право на постановку по итогам «Лаборатории режиссёров».

С первых минут спектакля становится ясно, что Мария Федосова отошла от классической подачи материала — Савва Геннадич с камердинером Василием Ивановичем, вполне себе наши современники, выходят к зрителям раньше, чем поднялся занавес. Стоило же ему подняться, как они попадают «с корабля на бал». Что представляет из себя «бал» наших времён, думаю, объяснять не надо. Мама с дочкой Чебоксаровы и все гости их дома «зажигают» во вполне клубной обстановке. Полутьма, всполохи разноцветных огней, горячительные напитки — что ещё нужно любителям сладкой жизни? Спектакль интерактивен, актёры зачастую уходят со сцены и попадают на неё через зал. И это вполне оправданно, зрителю интересно и весело. Так что никаких костюмов ХIХ века на актёрах вы не увидите — это наши современники. Они поют и танцуют то же, что и мы, выбирая треки посредством переключения музыкального торшера — любопытной режиссёрской находки. Покупают модели нынешних брендов, используют в работе компьютеры, перевозят вещи в картонных коробках. Даже стреляться Савве Геннадичу предлагается в Собачьем парке (Парк «50-летия Октября» — ред.), а не в Петровском. И это ничего не меняет — пороки же неизменны! Будь то Махачкала или Москва. Махачкалинский зритель тепло принял новое прочтение пьесы — зал на протяжении спектакля регулярно взрывался хохотом, бурные аплодисменты звучали долго.

Сцена из спектакля «Бесприданница»

5 мая Лакский театр имени Эффенди Капиева представил «Бесприданницу» в постановке народного артиста Дагестана Аслана Магомедова.

Действие пьесы, выстроенной в классическом стиле, происходит у бесконечного дощатого забора, словно подчёркивая серость и обыденность бытия героев пьесы.

Выход один — через решётчатые, словно символизирующие деление на свободу и несвободу, ворота, за которыми весь мир. Там шумит Волга, там пристани и небо. Но это там, а здесь перед нами общество, лишенное красок и чувств — даже яркий, салатовый фрак Карандышева, выглядевшего здесь эдаким прощелыгой, не меняет дела. Без тени страдания на лице и без лишнего рубля в кармане он рвётся на олимп местного значения с помощью нежной, загадочной и немного наивной Ларисы Огудаловой.

Единственным ярким пятном в сером меркантильном мирке приволжского городка стал цыганский табор, с песнями и плясками. Правда, цыганский романс прозвучал на русском языке. Было бы весьма интересно послушать его на лакском языке, с не лишённым колкостей текстом, что добавило бы оригинальности постановке.

У театра немало верных поклонников, которые не упустят возможность насладиться игрой полюбившихся актёров. В конце спектакля публика долго не отпускала вышедших на поклон артистов, приветствуя и благодаря бурными овациями.

Фото автора