Опыт проектирования и грантовых побед
Дата публикации: 07.12.2023
Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан!» уже в девятый раз собрал профессиональное и любительское...
6 часов назад
* * * Уже в 1958 году при проектировании корпуса Дагестанского женского педагогического института (сейчас...
6 часов назад
Художники-педагоги — новое явление в жизни советского общества 30-х годов прошлого века. Их горячее желание...
1 день назад
Дагестанский государственный театр кукол удостоен Гран-при XXV Международного фестиваля профессиональных...
1 день назад
Для того чтобы конкурировать с энергией других средств массовой информации, музеи должны действовать более прямолинейно, предлагать общение с настоящим и с живыми людьми. Выставок и вернисажей здесь недостаточно.
Томислав Шола
В этом году проект музея «Махачкала: инструкция по применению» стал победителем в номинации «Новые вызовы» конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Городской музей не первый раз становится победителем одного из самых престижных музейных грантовых конкурсов, проводимых Фондом Потанина. В 2017 г. была победа в номинации «Страна-музей» программы «Музейный гид». Тогда это был проект, идея которого строилась на основе стихотворения известного искусствоведа Сталины Андреевны Бачинской «Махачкала в перечне». И, как результат, у нас в Махачкале появился историко-поэтический маршрут с одноимённым названием и первый аудиогид по городу. Кстати, он размещен на платформе izi.TRAVEL, и любой желающий может пройти этим маршрутом и послушать статьи-рассказы, написанные специально для проекта. Погрузившись в аудиоистории, вы узнаете про Дом-корабль, приютившийся на пересечении улиц им. У. Буйнакского и В. Эмирова, пройдете по лестнице старика Ивнинга, услышите запахи от тлеющих костров цыган, расположившихся на склоне Анжи-Арки.
Поскольку в основу музейного проекта легло стихотворение о Махачкале, это натолкнуло на мысль о собирании городского поэтического архива, в который вошли стихи о городе, написанные как профессионалами, так и любителями. За год поисков поэтических произведений набралось более сорока.
В ходе тщательного отбора и бурных споров мы остановились на семи. Именно они были озвучены и записаны в видеоформате во время акции «Читай-Город». Стихи было предложено прочитать представителям разных поколений и профессий. По замыслу художника, режиссера, сценариста и оператора в одном лице Мурада Халилова, съемки чтецов проводились сначала в помещении (спасибо за гостеприимство коллегам из Центра этнической культуры), а затем переместились на улицу, в городское пространство. В роли чтецов выступили: художник и поэт Юрий Августович, журналист Владимир Севриновский, филолог Муса Гаджиев и участники литературного клуба «Воскресные чтения».
Итогом съемок стал видеоролик «Махачкала в перечне. Читай-город», который можно посмотреть на музейном канале в YouTube.
Следующая музейная победа случилась в мае 2019 г. Это был уже опыт музейно-театрального сотрудничества в лаборатории THEATRUM 2019 (совместный проект Фонда Потанина и фестиваля «Золотая маска»), проходившей в историко-культурном комплексе «Вятское» Ярославской области.
Главным героем проекта «Фрагмент занавеса № 16» стал выдающийся дагестанский художник, сценограф, новатор Эдуард Моисеевич Путерброт. Важной составляющей проекта была экспериментальная образовательная лаборатория «Музей&Театр», участники которой (студенты художественных училищ и вузов Дагестана, драматурги, режиссеры, художники) вместе с приглашенными кураторами опробовали модель исследования и предъявления наследия на примере творчества Э. Путерброта. Вместе с участниками мы задавались вопросом «Зачем сегодня нужен музей?», говорили о современном театре и работе с документом в перформативных практиках. Самым важным итогом этой встречи стало рождение новых проектных идей, которые обсуждались и презентовались на площадках лаборатории. Они складывались из очень личных, порой трогательных переживаний участников, их собственных историй и неравнодушия к тому, что происходит в городе.
Параллельно в Музее истории Махачкалы проходила масштабная выставка театрального занавеса. Ее экспозицию составили театральные занавесы, задники, кулисы (в том числе единственный сохранившийся задник и четыре кулисы, расписанные самим Э. Путербротом в 1993 г.), предоставленные Музеем истории театров Дагестана и дагестанскими национальными театрами, в которых работал Эдуард Моисеевич.
Текстовой составляющей выставки стали фрагменты из неопубликованных дневников Э. Путерброта, которые являются драгоценным материалом для исследования творчества художника и театра.
Музей — не только культурная институция, он действует еще и в пространстве социальных задач, реагирует на «новые вызовы», предлагая актуальные форматы участия музея в их решении. Для Дагестана в настоящее время таким «вызовом» стал резко возросший туристический интерес к республике. В свете этого нового для республики и ее столицы явления музей заявил на грантовый конкурс Фонда Потанина масштабный исследовательский проект «Махачкала: инструкция по применению», который и получил поддержку. Основная идея — выявить и визуализировать феномены городской культуры, представляющие ценность не только для местного сообщества, но и туристов. Посредством множества музейных сервисов, таких как издание очерков по истории и культуре города, арт-резиденция, лаборатория, дизайн, мы вместе с экспертами и участниками проекта будем изучать культурно-историческое наследие и пространство города и постараемся ответить на вопрос: «Что посмотреть в Махачкале? Какой новый опыт пережить?»
Именно таким вопросом задается турист, выбирая для себя новую локацию. Но в случае с Махачкалой, к большому сожалению, в поисковике всплывает довольно скучный набор стереотипных «достопримечательностей»: памятники, улицы, здания. Не хватает живых современных историй, событий, креативных пространств, способных подчеркнуть местный колорит, особую культуру. По данным Минтуризма Дагестана, за прошлый год республику посетили 1 млн 200 тыс. человек. Все они приезжают сначала в Махачкалу (аэропорт, ж/д вокзал), но здесь не задерживаются, а уезжают в Дербент или в горные районы. Поскольку даже местные туроператоры убеждены: в Махачкале смотреть нечего, Дагестан — это горы.
Поэтому столица остается транзитным городом, а её «места силы» отсутствуют на картах туристических маршрутов. Такая ситуация связана с тем, что для многих «махачкалинцев» город — «чужой»: за последние 40 лет численность населения Махачкалы увеличилась втрое, но около 70 % населения — это горожане в первом поколении, у которых нет исторической памяти, как нет и живых воспоминаний о городе. Это, на наш взгляд, и определяет то, что Махачкала воспринимается только как точка на карте, а туристические потоки направляются в горы, в родные аулы.
Музею же важно рассказать и показать «НАШ ГОРОД» — разный, контрастный, живой, любимый, поэтому мы надеемся объединить в своем проекте потенциал большого количества заинтересованных людей (ученые, искусствоведы, художники, музейщики, журналисты, туроператоры, гиды, дизайнеры, предприниматели), что позволит достичь кумулятивного эффекта и сформировать модель тесного сотрудничества музея и городских сообществ. Это, в свою очередь, поможет выработать новые механизмы и форматы интерпретации наследия как ресурса развития территории.
Махачкала обладает большим арсеналом скрытых и явных символов идентичности: люди (Ф. Нансен, Е. Гвоздев, старик Ивнинг), географические локации (озеро Ак-Гель, гора Тарки-Тау, бархан Сары-Кум), дома-метафоры — дом-корабль, национальная кухня (чуду, урбеч, махачкалино). В своем проекте музей предлагает изучить и актуализировать феномены городской культуры, определяющие ценность места.
Музей приглашает к соучастию в нашем проекте и надеется, что он будет интересен всем, кто ищет смыслы в окружающем пространстве, готов художественно и профессионально «препарировать ткань города», выявлять места силы. Предлагаем вместе посмотреть на город сквозь призму творческих возможностей и культурных кодов, которыми он готов поделиться, если ты захочешь его понять, а значит — полюбить.
Сталина Бачинская Махачкала в перечне Ю. Августовичу Порт, порт, порт... Железная дорога... Песок пустыни, запах горькой рыбы, Из толи крыши, старый парк, могилы. Солончаки могил забытых, змеи Ленивые и зрячие как кошки Среди камней и высохшей земли. Армянский квартал, церковь уцелела. Готическая спесь модерна: здесь жил Schachschaev, 1912 (Тыща девятьсот двенадцать). Лев, меч и солнце — караван-сарай. Пыль персов, мед мугамов... Казармы, недремлемое око маяка... Взорванный собор, Совет Министров, Музей, музей, музей И сапоги от статуй. Прибой ленивый, нефть, Большой театр аварский, Дом МВД и Уллубий Гасанов, Безумный архитектор санузлов. Акации, атланты, тополя, Сухие виноградники, тутовник, Отжившие старухи в подворотнях. Монументальной пропаганды план. Гора и радар, телецентр, север. Моряна воет, провода размазав. Крутой разбег по правилам античным Прямого города через пустыню в море. 1983 Заглавное фото: Экспозиция выставки «Фрагмент занавеса № 16» (к 80-летию со дня рождения Э. Путерброта). Проект «Фрагмент занавеса № 16», 2020 г. копия