Когда мы были молодые! | Журнал Дагестан

Дата публикации: 22.09.2023

Ахмедхан Кишов

Расулу Гамзатову Литература

Чермен ДудатиПоэт, директор Северо-Осетинского государственногоакадемического театра им. В....

1 день назад

Жена — одна профессия, сваха — совсем другая Культура

Над рекой стоит гора, под горой течёт Кура,За Курой шумит базар, за базаром АвлабарБесконечный и беспечный,...

Профессор жизни Литература

Гастан АгнаевНародный писатель Осетии, лауреат Государственнойпремии им. К.Л. Хетагурова, лауреат премииим....

7 дней назад

Слово о Сулеймане Культура

16 апреля в Галерее дома Поэзии состоялось открытие выставки «Слово о Сулеймане», приуроченной к 155-летию со...

Фотографией увлекался ещё мой отец, а я помогал ему в этом деле. В годы моего детства в 70-х этим искусством на стыке с наукой были увлечены тысячи советских людей. Всё походило на таинство — тёмная комната, красный свет, ванночки. Есть чем увлечься мальчику.

Когда я начал ходить в горы, фотоаппарат всегда был со мной. С ребятами из туристического клуба мы по выходным дням тренировались на Каспийских скалах. Из Каспийска шли к ним напрямки: сначала по железнодорожному пути мимо кирпичного завода, по направлению к посёлку Новый Хушет.

Потом, в Политехническом институте, начал заниматься спортивным ориентированием. Учился я на приборостроительном факультете.

Нашу команду шутливо называли «Халява». Получилось это так: участвовали мы в Агачаульском турслёте, и там пошёл разговор о том, что команду надо как-то назвать. Финансирование у нашей команды было очень слабое, и мы выходили из положения просто: постоянно просили у всех снаряжение и прочее. Вот и прозвали нас «Халявой». Мы не обижались, нам, наоборот, было весело. Прямо там же, на куртках-штормовках ручкой написали это название. Надо сказать, что в те времена мало у кого было полноценное снаряжение.

В составе «Халявы» я бегал по пересечённой местности с 1978 по 1980 год. Потом увлёкся лёгкой атлетикой и практически ушёл из команды, изредка принимая участие в походах.

Вернувшись из армии в 1984 году, устроился наладчиком ЧПУ на Дагдизеле, после работал в НИИ «Полёт». Горы меня не отпустили, и знакомые ребята периодически тянули в походы. Гаджимурад Нурбагандов, Зияутдин Зияутдинов, братья Александр и Сергей Смотровы, Слава Геликанов, Костя Дорро, Шанаваз Шанавазов, Саша Мамедов.

Позади чемпионаты по скалолазанию в Мекеги, Шамилькале, Куруше. На Мекегинских скалах я впервые встретился с альпинистами из других регионов страны. Помню, как эти ребята и девушки проходили стену по 5–10 раз не останавливаясь. Вот это были настоящие профессионалы. Мы по сравнению с ними были просто любители.

Как-то хотели подняться в Кубачи, но стояла дикая жара, август месяц. Мы остановились недалеко от Маджалиса, у реки, и неплохо провели время. Мимо нас прошли ослики, груженые дровами. Они сами шли домой на автопилоте. Их разгружали, и они шли обратно в лес, к хозяину, рубившему очередную партию дров.

Всё это время фотоаппарат был со мной. Горные пейзажи прекрасны, и всегда найдётся интересный момент. Например, проход по подвесному мостику.

Примечателен Курушский мост, которому под 200 лет. По легенде через него проходил Шёлковый путь. Дальше по Самуру мостов не было в те времена. Или, что ещё не менее интересно, переход через речку по перекинутым брёвнам. Много фотографировал девушек, друзей. В наших походах постоянно проводились творческие конкурсы, которые я тоже снимал.

Естественно, возникали взаимные симпатии. При мне в походах образовались три семейные пары. Так что хождение в горы было не просто покорением вершин. Вечера у костра всегда сопровождались песнями под гитару. Я же «играл» на фотоаппарате. Снимал в основном на чёрно-белую плёнку. Цветные фотоматериалы были в большом дефиците.

Однажды, кажется, в 1987 году, когда мы искали место для ночёвки в Карадахской теснине (а в этих местах надо быть очень внимательным, так как в случае дождя уровень воды поднимается резко и на большую высоту), мы пересеклись с семейной группой туристов из Прибалтики. Разговорились с ними и увидели у них на руках весьма подробные карты, каких мы и в глаза не видели. Они шли из Сочи через весь Кавказ по этой карте. Определённый маршрут проходили пешком, в договорённых местах их ожидала машина и перевозила на новую точку а дальше — пеший маршрут. Мы удивились, как всё у них было организовано. А мы покупали билеты на автобусы, либо на попутках передвигались, с водителями договаривались. Всё походное снаряжение было в дефиците. Но могу сказать, самой лучшей обувью для походов были кеды Буйнакской обувной фабрики (БОФ). Очень качественная обувь была.

Михаил Тишин

Дружба, зародившаяся в походах, выдержала испытание временем. В горах мы всегда чувствуем себя молодыми. И, конечно, я продолжаю фотографировать природу, людей. Сегодня, благодаря тем моим фотографиям, можно окунуться в прошлое!