Башня-минарет и мечеть села Хрюг под угрозой разрушения | Журнал Дагестан

Башня-минарет и мечеть села Хрюг под угрозой разрушения

Дата публикации: 16.09.2022

Шерибан Пашаева, кандидат исторических наук, этнолог

Профессор жизни Литература

Гастан АгнаевНародный писатель Осетии, лауреат Государственнойпремии им. К.Л. Хетагурова, лауреат премииим....

5 дней назад

Слово о Сулеймане Культура

16 апреля в Галерее дома Поэзии состоялось открытие выставки «Слово о Сулеймане», приуроченной к 155-летию со...

5 дней назад

От смеха до любви Культура

В середине апреля, ровно посередине весны, в Махачкалу в гости к Лакскому театру приехал Кабардинский...

19.04.2024

Гора Казбек Литература

Залина БасиеваПоэт, переводчик, член Союза писателей России, руководитель секции поэзии Союза писателей...

19.04.2024

Мечеть в селе Хрюг — поистине уникальное произведение архитектуры. Такое определение ему дал его первый исследователь выдающийся учёный С.О. Хан-Магомедов. Внутреннее помещение мечети размером около 200 м2, потолок опирается на мощные деревянные столбы, высота которых 4 м, а высота подбалок, которые представляют собой ценнейший памятник деревянного зодчества средневекового Дагестана, 3.20 м.

Впечатлённый внутренней конструкцией мечети, С.О. Ханмагомелов писал в 1968 году в своей книге: «Если вспомнить, что верующие обычно сидели на коврах на полу, то можно представить себе, каким величественным представлялось им внутреннее помещение мечети с парящими под потолком внушительными подбалками (каждой из которой придана своя неповторимая форма)» [С.О. Хан-Магомедов Лезгинское народное зодчество. — М., 1968. – С. 147].

Орнаментальная резьба на внутренних столбах мечети сделана крупно — в верхней части столбов, в центре и на концах подбалок. Минарет высотой 22 метра в горском стиле завершает архитектурный ансамбль архитектуры. Он высится с юго-восточной стороны мечети, имеет винтовую лестницу с девятью маршами деревянных лесенок и утончается кверху по типу вайнахских башен.

Поразительную схожесть минарета с оборонительной башней подметил и С.О. Хан-Магомедов: «Минарет в Хрюке является своего рода уникальным сооружением. Это квадратный в плане минарет с внутренним пространством, разделённым на ряд этажей, сообщение между которыми осуществляется по приставным деревянным лестницам Такая внутренняя планировка более характерна для оборонительных башен, где предусматривается необходимость обороны каждого этажа». Высота карниза минарета 128 см, состоит карниз из ряда мелких декоративных поясков, полочек и аркатурного фриза. Купол мечети увенчан белым круглым камнем.

В прошлом почти во всех лезгинских селениях были минареты подобной или круглой формы на десять и более этажей. Например, в селе Фий точно такая же по архитектуре башня, как в селе Хрюг, но в два раза выше. Была такая же квадратная башня в селе Ахцах1 (Ахты) на месте нынешней купольной мечети. Об этом пишет Н. Вучетич в газете «Кавказ» в 1864 году (Газ. Кавказ. 1864. № 75). По сообщению автора, в селе Ахцах (Ахты) был высокий минарет квадратной формы. На рисунках XIX века этого села изображается высокая башня квадратной формы с разрушенным верхом. Разрушение могло произойти в 1848 году, когда во время штурма крепости Головина2 было серьёзное столкновение между армией Шамиля и русским гарнизоном крепости. Тогда село Ахцах интенсивно обстреливалось пушками со стороны крепости. Ядро могло попасть в минарет мечети в качестве ответного обстрела, так как башня-минарет явно использовалась в военных целях.

Весьма интересно для истории установить связь между переходом старинных оборонительных башен лезгин в минареты с дальнейшим совмещением в них военно-оборонительных и религиозных функций. В этом смысле башня-минарет в селе Хрюг представляет собой большую историческую ценность.

Минарет формирует пространственную композицию и главенствует над всей окружающей территорией. Дата его строительства джамаатом села Хрюг во главе с местным мастером-каменщиком Шейхом Саадом — 1112 год хиджры (1700–1701), о чём гласит надпись на южном фасаде минарета.

Мечеть в Хрюге была построена в 1190 году хиджры (1776–77) из обтёсанных и тщательно подогнанных друг к другу камней речной породы. Подвергаясь время от времени ремонту, не соответствующему архитектурным нормам, здание мечети утратило свой первоначальный облик. Но, к счастью, оригинальный деревянный декор внутри мечети остался нетронутым, и мы можем ознакомиться с редким образцом средневекового деревянного зодчества Дагестана.

Как уже отмечалось выше, перекрытие внутреннего помещения площадью свыше 200 м2 опирается на одиннадцать мощных деревянных столбов высотой более 4 м и подбалок высотой 3,20 м (при сечении 42 х 31 см). Центр тяжести декора у всех столбов — в верхней части, имеющей увеличенные размеры. Центральное место в декоре столбов занимают крупные резные розетки различной конфигурации. Перед входом в мечеть располагается самый главный — так называемый — материнский столб внушительного силуэта и экспрессивного образа, в центре капители которого высечена орнаментальная композиция из 12 звеньев, заполненных изящным растительным узором. На этом главном столбе высечена одна из весьма редких в Дагестане позднесредневековых строительных надписей на дереве.

Вся эта красота буквально висит на волоске и может прекратить своё существование в любой момент. Из-за трещин в стенах мечеть сильно протекает, и стены её разрушаются. Крыша грозит обвалиться в любой момент. Чтобы стены мечети не осели и не ушли в землю под тяжестью разрушающейся крыши, местные жители подпирают их чем придётся, со страхом входя каждый раз внутрь мечети, особенно после ливневых дождей, боясь обвала всего здания. Постоянная сырость во внутренних помещениях ведёт к необратимым процессам внутреннего разрушения уникального деревянного декора и столбов. Мечеть уже давно закрыта для прихожан.

Реставрация мечети с минаретом в селе Хрюг – это самая важная задача, стоящая перед администрациями села и района. Проблема возрождения архитектурных декоративных форм старого национального стиля актуальна для всего Дагестана. Поэтому необходимо подключить специалистов для изучения конструкций старинных каменных сооружений, фактур и цвета стен, местных строительных материалов природного происхождения, характера обработки архитектурных форм во всех старинных сёлах Дагестана и разработки программы не только по спасению остатков традиционной архитектуры Дагестана, но и популяризации строительства в горском стиле. Дагестан должен обрести своё собственное узнаваемое архитектурное лицо на Кавказе.

В мечети и минарете Хрюга ещё ни разу не проводилась реставрация, хотя уже с конца 1960-х годов весь культовый комплект находится в серьёзном аварийном состоянии из-за трещин в здании мечети после сильного землетрясения. Тогда же впервые появилась длинная продольная вертикальная трещина в минарете. Эти разломы со временем только увеличивались. 2–3 января 2021 года в Южном Дагестане произошло землетрясение магнитудой в 4,5–5 баллов. В результате трещины минарета и здания мечети стали ещё глубже и шире.

Встревоженное население села Хрюг безуспешно пытается обратить внимание соответствующих структур республики на плачевное состояние объекта, нуждающегося в скорейшей профессиональной реставрации. Серьёзный вопрос и в том, где найти правильных реставраторов таких объектов.

Народные мастера в старину имели свои особенные приёмы и принципы строительства, которые складывались веками с учётом климата, горного рельефа, особенностей местных строительных материалов. Изучение опыта старых мастеров могло бы помочь научиться правильно, без нанесения ещё большего случайного ущерба реставрировать такие древние каменные объекты культурного наследия. Любой старинный объект или памятник культуры нужно восстанавливать именно в том виде и стиле, в каком он существовал в историческом прошлом, без введения новшеств, разрушающих оригинальность их архитектурного стиля. Каждый камень подобных древних сооружений должен быть пронумерован и зафиксирован, чтобы ни один из них не пропал вследствие неожиданного обрушения, осыпания или размывания. В Дагестане уже есть опыт реставрации таких старинных сооружений.

Собственником старинной мечети в селе Хрюг является Росимущество. Как и во многих других аналогичных случаях, данное учреждение закрепило за собой объект культурного наследия в качестве собственности и на этом, собственно, всё. Никаких попыток реставрации данного исторического объекта до сих пор собственник не предпринимает. Никаких официально озвученных планов реставрации комплекса в селе Хрюг у них нет.

Есть информация, что 25 апреля 2022 году представители Территориального Управления Росимущества по РД побывали в селе Ахты и провели проверку военной крепости Головина. Но в село Хрюг эксперты не поехали, хотя до их сведения была доведена информация о состоянии минарета и мечети, а тем более, что село Хрюг всего в 20 минутах (13 км) от Ахты. По сведениям от ахтынского общественного деятеля М. А. Алимова, представители Росимущества заверили его, что будут искать реставраторов для крепости Головина, а после отреставрируют и минарет в селе Хрюг. Правомерный вопрос: раз представители ТУ Росимущества уже приехали в районный центр, почему нельзя было сразу провести проверку и комплекса в соседнем селе Хрюг? Почему нельзя составить сразу два проекта реставрации обоих объектов района? Неизвестно, когда приступят к восстановлению самой крепости Головина и как долго она продлится, а вот состояние комплекса в Хрюге не терпит отлагательства. Надо понимать, что это два разных случая, оба одинаково тяжёлые и глубоко запущенные с советского периода. Весенне-летние дожди в горах могут ещё более ухудшить состояние трещин минарета и мечети. А любое землетрясение в горах, даже слабое, может привести к непредсказуемым последствиям, к обвалу и минарета, и самой мечети. Могут пострадать и близлежащие дома. Всего этого и боятся в селе Хрюг. Если комплекс обрушится до того, как до него дойдёт очередь реставрации, тогда ценный памятник средневековой архитектуры будет безвозвратно потерян для Дагестана. Поэтому мы обязаны своевременно обратить внимание всех соответствующих структур Республики Дагестана на состояние культового комплекса.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами от имени джамаата села Хрюг просим ТУ Росимущества по РД обратить внимание на этот важнейший культурно-исторический объект Дагестана и заняться его реставрацией. Необходимо найти скорейшие пути решения этой серьёзнейшей проблемы, поэтому призываем экспертов приехать в село Хрюг и оценить состояние минарета и мечети, чтобы принять все необходимые меры для спасения объекта.

Стоит добавить, что состояние практически всех памятников культуры и культовых сооружений, расположенных на территории Южного Дагестана, вызывает обеспокоенность специалистов. Древние части селений разрушаются и осыпаются. Утрачивается неповторимый стиль старинной этнической архитектуры в сёлах. Практически все новые строения, дома и здания в сёлах стихийно застраиваются в арабо-турецком или в европейском стиле. Мало кто в Южном Дагестане осознаёт ценность собственной горской архитектуры. Особенно сокрушаются много повидавшие российские туристы, отмечая, что огромное количество старинных сооружений в Дагестане находится в стадии своего окончательного разрушения. Безразличие к собственной культуре, лёгкость, с которой мы отказываемся от неё, удивляет приезжих. Поэтому необходима просветительская работа в этом направлении. Если Дагестан ставит цель стать привлекательным туристическим центром России, то первым делом в республике необходимо запустить программы по выявлению и реставрации всего, что имеет отношение к местной архаичной архитектуре. В Дагестан приезжают увидеть кавказский стиль архитектуры, который становится уже серьёзным дефицитом, так как его повсеместно бесконтрольно заменяют на арабо-восточный. Сохранение памятников дагестанской архитектуры должно стать общенациональной целью республики на ближайшие годы.

В 2000 году академик С.О. Хан-Магомедов начал издание книг по традиционной архитектуре Южного Дагестана, но, к сожалению, не успел довести начатое до конца. Он впервые ввёл в научный оборот обследованные им в 1949–1959 годах памятники народной архитектуры Южного Дагестана, многие из которых в настоящее время частично или полностью разрушены, а некоторых уже нет.

Помимо культурно-исторической ценности, старинная архитектура хранит в себе огромную духовную силу, переданную нам предками. Башня-минарет в селе Хрюг — свидетельство пространственной ментальности наших далёких предков. Философ Свен Бринкман выявил прямую связь между чувством пространства и формой его выражения, доказал, что они находятся в таком же соотношении друг с другом, как мышление и речь. 

Культура существует не только во времени, но и в пространстве, причём в определённых исторических условиях пространство превращается в защитную среду, сохраняющую жизнь и определяющую будущность народа. Поэтому нужно спасать, реставрировать, восстанавливать все подобные сооружения на нашей земле, так как любое строение древности для современного народа, наряду с системой «священных мест» — культовых мест, гор, рек, лесов, рощ, отдельных деревьев, зияратов-пиров, является мощным средством прямой духовной связи современного поколения со своим прошлым.

_____

1 Ахцах — автохтонное название русифицированного варианта названия села Ахты (Ахтынского района) Республики Дагестан.

2 Евгений Александрович Головин (1782–1858) — генерал от инфантерии, генерал-адъютант русской императорской армии. С 30 ноября 1837[4] по 25 октября 1842 года занимал должность командира Отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющего гражданской частью и пограничных дел в Грузии, Армении и Кавказской области.

Фотографии деревянного декора мечети в селе Хрюг
были сделаны в 2017 году по заказу фонда «Пери»