Резиденты в городе | Журнал Дагестан

Резиденты в городе

Дата публикации: 02.02.2022

Влада Бесараб

Мастер-класс Максима Рубцова Культура

Более трёх часов длился мастер-класс одного из лучших флейтистов мира Максима Рубцова для учащихся...

2 дня назад

Двустишия Литература

Станислав КадзаевПоэт, заслуженный работник культуры СевернойОсетии. Лауреат премии им. Ц. Амбалова.Автор...

2 дня назад

Расулу Гамзатову Литература

Чермен ДудатиПоэт, директор Северо-Осетинского государственногоакадемического театра им. В....

4 дня назад

Жена — одна профессия, сваха — совсем другая Культура

Над рекой стоит гора, под горой течёт Кура,За Курой шумит базар, за базаром АвлабарБесконечный и беспечный,...

4 дня назад

Красные пришли и обагрили закат

Белые пришли и полегли словно снег

Синие как волны откатились назад…

(И. Кормильцев)

У дагестанских городов нет лиц. Сплошная безликая, бездушная типовая застройка. В них пыльно и уныло. Душно. Поэтому художники всё время бегут из них. Чаще — в горы. Чтобы дышать, любоваться, впитывать, творить.

В июле у 12 художников появилась возможность на несколько дней сбежать в Дербент — управление культуры администрации города и Музей истории мировых культур и религий организовали арт-резиденцию (куратор проекта — Полина Санаева).

Несколько дней графики и живописцы (мэтры и подающие надежды) жили на берегу моря, бродили по магалам, взбирались на крепость, смотрели в небо, слушали море, гладили старые камни. Это где-то в других местах на старые ступени ложится мгла, а здесь — только солнце. Много солнца!

Было жарко. Город жил в размеренном летнем ритме: строился, отбрасывал тени, удивлял туристов, торговал, разливал чай. Наполнял впечатлениями, как чаем — щедро, до краёв! Пей — не жалко, остынет — дольём!

Наполненные и переполненные этими впечатлениями, обласканные и обожжённые солнцем 12 художников вернулись из Дербента. Вынырнули из древности в современность, погрузились в повседневность. Стали обращать мысли в творчество, превращать сиюминутное в вечное.

А уже через два месяца в Музее истории мировых культур и религий открылась выставка, удивившая, кажется, даже самих авторов, своей объёмностью и многогранностью. Это Дербент, тут современные фасады опираются на старый фундамент, а под ним — древние пласты. Тут всё слоями и пластами — что в культуре, что в кулинарии. Только раскопал, раскусил, распробовал один, а там ещё и ещё, и остановиться невозможно.

По условиям организаторов арт-резиденции, каждый участник должен был представить на выставку одну-две работы, которые после экспонирования будут переданы администрации города с правом копировать, издавать, выпускать в виде открыток и другой рекламной продукции. Поскольку резиденцию планируется проводить ежегодно, привлекая художников из других регионов страны, а возможно и из-за рубежа, у города со временем сформируется первоклассная коллекция современного изобразительного искусства.

Дербент последние годы переживает настоящее туристическое нашествие и ему очень не хватает современной, интересной, качественной сувенирной продукции (тиражировать виды крепости и с крепости уже давно не вариант — у каждого туриста этих видов полный телефон). Привлечь к её созданию профессиональных художников — умное решение. При этом творческую фантазию участников проекта не ограничивали, перед ними не ставилась задача создать комплект открыток-значков-ручек-футболок-пакетов. Каждый работал в той манере и технике, которые ему близки.

Народный художник Рес­публики Дагестан, выдающийся мастер графики Юсуп Ханмагомедов, не мудрствуя лукаво, взялся за карандаш: «Двор Джума-мечети», «Мечеть с минаретом VIII в.», «Мавзолей дербентских ханов. Кладбище Кырхляр». Здесь нет цвета, но, едва взглянув на рисунки, так ясно видишь ослепительность южного полу­дня, тёмную зелень листвы старых платанов на фоне высокого лазурного неба, что невольно зажмуришься.

Магомед Даудов тоже одним карандашом изобразил магал в «Знойный день». И в его мареве ясно увидел горца в папахе, старую арбу, женские фигуры, что вот-вот скроются за поворотом. Сколько лет назад они проходили здесь — 100, 300, 500?

Тает под солнцем «Мёртвая рыба» Арины Ломакиной, целеустремлённо бежит в светлое будущее «Древняя рыба» Закарьи Закарьяева.

Дербент из тех удивительных городов, где время не остановилось, но и не несётся стремительно, пытаясь поспеть за развитием технологий. Оно здесь течёт размеренно и сразу в нескольких параллелях. Да, у времени тоже бывают культурные слои, несмешиваемые пласты.

Большинство из нас плывёт по течению в своём потоке, живёт здесь и сейчас. Зоркий глаз художника видит несколько параллелей сразу, но, ограниченный плоскостью двухмерного полотна, может зафиксировать на нём только одно мгновение, промелькнувшее лёгкой тенью и навсегда скрывшееся за поворотом.

А Елена Гапурова написала «Память камня» и приоткрыла каменные кулисы: сквозь узкую щель этого монументального занавеса виден город, который был, есть и будет. Вчера, сегодня и всегда он сам себе театр и сам себе зрительный зал. Занавес старый, прорехи шиты белыми нитками, заделаны пиленым камнем, замазаны цементом — но он все ещё подлинный, тяжёлый, настоящий.

Какие битвы разворачивались у крепостных стен, какие интриги плелись в узких магальских переулках, какие сокровища лежат на дне моря! Камни Дербента помнят многое, только рассказывают не всем.

Совершенно не пленэрный художник Магомед Дибиров, известный своими остросоциальными работами и умением построить философскую систему из одного кирпича, и в этот раз остался верен себе. Получилось сурово и прямолинейно.

Маг Хазар (Магомед Моллакаев) давно занимается каллиграфией. Он обрёл свой язык и свободно читает и пишет на нём, расшифровывает и зашифровывает таинственные знаки, которые приходят к нему из глубины веков, из космических далей.

Графическая серия «Магалы. Серебряные сны Дербента», которую директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева очень точно назвала «арт-картографией», это карты и есть. Только не этих выложенных брусчаткой магалов, в которые можно спуститься с крепости, с их гранатовыми, инжировыми и айвовыми деревьями за заборами, ритуальными зеркалами и лампами на подоконниках. А других, до которых не дойти ногами, но можно попробовать перенестись в них, если долго смотреть на мерцающие карты Хазара. Главное, заранее проложить путь домой, не заблудиться, не застрять в пустоте этих чёрных квадратов.

Их тотальная чернота уравновешивается буйством красок в работах Натальи Савельевой, которая вдруг отложила в сторону кисти и краски и решила поэкспериментировать с пастелью. Кажется, Наталья впервые не составляла цвета и не искала оттенки, а лихо и азартно заполняла листы белой бумаги радужным разноцветьем: рисовала синий синим, красный красным, добавляла ярко-жёлтый рядом с изумрудным и сиреневым. Чистые цвета, чистый эксперимент, чистый восторг!

Вволю наэкспериментировалась и Татьяна Серебрякова, выдав к выставке и масляную живопись, и акварель, и мозаику. Взялась даже за перо, из-под которого вышли невероятно нежные веточки граната. Просто какая-то японская поэзия. Хрупкая изящ­ная красота. Впрочем, неудивительно, ведь, как известно, Дербент стоит на Шёлковом пути…

Студентки отделения живописи Дагестанского художественного училища Арина Ломакина и Карина Абакарова — самые юные участники проекта. В них оказалось достаточно юношеского бесстрашия и веры в собственный талант, чтобы не стушеваться рядом с другими участниками резиденции, являющимися признанными мастерами, а главное достаточно желания и умения учиться у мастеров вне стен учебной аудитории, а вот так — встречаясь за завтраком, меряя шагами городские тротуары, слушая шёпот травы на старом кладбище. То, что получилось в итоге, заняло достойное место в экспозиции.

Вторая выставка по итогам арт-резиденции «Дербент сегодня» состоялась в Махачкале, в выставочном зале Театра поэзии. Это было именно то, что надо дождливым серым октябрьским днём — солнечное, жизнеутверждающее искусство.