Письмо редактора | Журнал Дагестан

Письмо редактора

Дата публикации: 18.01.2023

Гаджиев Марат

Мастер-класс Максима Рубцова Культура

Более трёх часов длился мастер-класс одного из лучших флейтистов мира Максима Рубцова для учащихся...

14 часов назад

Двустишия Литература

Станислав КадзаевПоэт, заслуженный работник культуры СевернойОсетии. Лауреат премии им. Ц. Амбалова.Автор...

14 часов назад

Расулу Гамзатову Литература

Чермен ДудатиПоэт, директор Северо-Осетинского государственногоакадемического театра им. В....

3 дня назад

Жена — одна профессия, сваха — совсем другая Культура

Над рекой стоит гора, под горой течёт Кура,За Курой шумит базар, за базаром АвлабарБесконечный и беспечный,...

3 дня назад

— Тогда пересчитай всех нас поскорее! Парусник
может выдержать только десять пассажиров.

Вот и осень пришла. Только и успевай поворачивать голову вслед улетающим дням, событиям минувшего лета. В «Дагестане» много интересного, но вы же знаете, что и «толстый» журнал «не резиновый». Я начал своё письмо словами персонажа из советского мультфильма «Козлёнок, который умел считать до десяти» и постараюсь не перегрузить описанием больших и малых событий, которые не попали в основной номер, но упомянуть о них стоит.

Крайновка — это раз. В жаркий день лета поехал я с археологической службой к «Трёхстенному городку», что на краю земли. Крайновка, небольшой рыбацкий поселок, первая точка маршрута, достигнув которой, хочется сказать: «А куда дальше-то?». Вдоль главной улицы небольшая канава, а в ней пышным цветом цветут экзотические лотосы. Солнце над головой, и посёлок как будто вымер. Где-то блеют козы. Я любовался наличниками на окнах и пытался представить, что там за жизнь, в небольших деревянных домишках. Правда, уже кто-то отстроил и каменные.

Средневекового городища уже и след простыл, но земляные валы, на которых стояли башни, ещё возвышаются. Археолог Рабадан Магомедов взял меня как фотографа, чтобы уточнить и зафиксировать на месте, попадают ли «Трёхстенное городище» и курганы под маршрут строительства газопровода.

Лев Гумилёв в своей работе «Хазария и Терек» пишет: «Трехстенное городище» — недостроенная крепость севернее деревни Крайновки в 5 км от берега моря. <…> Крепость и валы строилась до конца XIII в., местным населением, в татарский период, т. е. после 1241 г. По-видимому, это один из сторожевых постов Золотой Орды…»

Но датировка Е.И. Крупнова — «городище «Трехстенный городок» было основано русскими на рубеже XVI–XVII вв.» — многим учёным кажется более убедительной. Вывод делается на основании керамики и найденной иконы (датирована концом XVII–первой половиной XVIII века). В XIX веке в «Трехстенном городке» казаки нашли две маленькие пушки.

Удивительные люди археологи. Унылые солончаки, жара, а они кропотливо сверяют замеры с картой местности. «Поле» — их главная лаборатория. Батарейки в JPS разряжаются, а они работают. Мы выбрались на побережье Каспия ближе к вечеру. Бесконечная береговая линия, отмель, чайки, бакланы и чистейшее море, только вдалеке виднелась машина и точки людей. Подумалось: как хорошо, что здесь нас так мало, и ничто не портит эту первозданность побережья. Кое-где цепляешься за остатки сетей в водорослях, занесённые плотным слоем песка. Скоро в эти места придёт газ, а вслед за ним — предприимчивые люди, и, как неизбежное следствие, появится мусор…

Звоню Рабадану Гаджиевичу, чтобы уточнить, кто все же прав, Гумилёв или Крупнов, а он сообщает свежую новость, что в том же районе, на склоне одного из притоков Терека, обнаружили остатки еще одного поселения. Предположительно там жили староверы. «Д» будет следить за ходом раскопок.

Презентация «Д» в Гунибе — это два. В августе «Д» отправился в Гуниб. Журнал был посвящён этому историческому месту, и поэтому логично было провести презентацию в Гунибском краеведческом музее. Это был замечательный день и весьма полезный опыт. Музей как муравейник, группы туристов сменяли одна другую. А встреча все шла и шла — не хотелось заканчивать мероприятие. Но в конце концов всех потянуло на воздух, и мы решили продолжить презентацию в Верхнем Гунибе. Редакционная компания поднялась к Царской поляне, а затем чуть выше, чтобы из уютной беседки наслаждаться красотой здешних мест, пить чай с грушевым вареньем и вспоминать забавные случаи из жизни великих людей.

Юбилей Камиля — это три. 26 августа исполнилось 85 лет нашему современнику, великому фотохудожнику Камилю Чутуеву. Близкие друзья приходили в его дом, звонили, поздравляли. А он после заздравного тоста снял со стены дядину мандолину и заиграл старинную лакскую мелодию. Мой дорогой учитель, у вас впереди будет много победных маршей!

Выставка Апанди — это четыре. «Темп» открыл новое выставочное пространство в Махачкале. Здание изнутри обнажили, по-модному выставив все потроха напоказ. Историческая кладка, сводчатые потолки, грандиозные колонны. Широкие марши лестницы, обрамлённые старыми кованными перилами, улыбаются посетителям своим щербатым ртом. «Здравствуйте!», — встречают вас приветливые девушки. Креативный директор новой галереи Юлия Головешкина рассказала, как шла работа над созданием нового интерьера здания. Директора музея Махачкалы Зарему Дадаеву пригласили стать куратором выставочной площадки «Темп», и первой выставкой стал проект народного художника Дагестана Апанди Магомедова «Модусы времени». В конце августа состоялось открытие, а 6 сентября художник провел авторскую экскурсию.

Приключения сценариста Натальи Степановой в Дагестане — это пять. Однажды, не могу уже вспомнить, какого именно числа (мне кажется, она живет здесь давно) Наталья из Томска летела в Севастополь, город своего детства, но где-то в пути развернула самолёт в Махачкалу. Друзья отговаривали, но человек она бесстрашный — решила приземлиться и не где-нибудь, а под боком у махачкалинского следственного изолятора. Это она потом узнала, что в этой тюрьме сидел дядя электрика Карима, а за столетие до этого здесь была Петровская форт-крепость. Последующие события не заставили себя ждать. За несколько дней пребывания наша гостья узнала, что Заманова — это бывшая Краснофлотская, что Махачкала ни на минуту не останавливается, что все Гаджиевы — братья. А так же она носилась по Сулакскому каньону и управляла катером, в городских кедах совершила восхождение на пирамидальную вершину Пабаку (3997 м.) в Лакском районе в сопровождении четырёх джигитов. Узнала, что в горах всё стерильно, сгущёнку здесь едят с тушёнкой, спасла квартиру от пожара, провела мастер-класс по сценарному делу в телестудии Елены Еськиной и многое другое. Но главное, между этими подвигами Наталья пишет сценарий для очередного мультфильма. Интервью с ней выйдет в декабрьском номере «Д».

«Кубачинская башня» — это шесть. Завершились мероприятия III Международной биеннале печатной графики «Кубачинская башня». Гран-при по единодушному решению жюри получила Мария Сырокваш (Минск).

Подробный материал с результатами и рассказом о победителях тоже выйдет в декабре. Потому что мы поддерживаем художников совершенно бе-воз-мез-дно.

День рождение Расула — это семь. Празднование 99-летия со дня рождения народного поэта традиционно открылось фестивалем «Белые журавли». 7 сентября Союз писателей России провел в Театре поэзии свой выездной пленум. Писатели обсуждали внутрисоюзные дела, в том числе утвердили дату проведения своего очередного съезда — 10 февраля 2023 года. 8 сентября прошли поэтические чтения у памятника Расулу и в Театре поэзии, а утром гости традиционно возложили цветы к могиле поэта на горе Тарки-Тау.

Концерт в «Нирване» — это восемь! Что же, круг замкнулся. Музыкант Георгий Арустамьян вновь в Махачкале. Концерт был дан в «Нирване» — в каспийском музыкальном клубе Ислама Ибрагимова («Иное-иное»). Георгий в этот день выступал в дуэте с поэтессой Анной Яковлевой, а вот что было ещё — не берусь рассказывать. Ха?!