Уникальные образцы искусства резьбы по камню представлены в новом зале Национального музея РД имени А. Тахо-Годи | Журнал Дагестан

Уникальные образцы искусства резьбы по камню представлены в новом зале Национального музея РД имени А. Тахо-Годи

Дата публикации: 09.11.2022

Осетия Литература

Георгий ГогичаевРодился в 1981 году в г. Беслане Северной Осетии.Участвует в постановке мюзикла по поэме...

18 часов назад

«Истина прежде всего…» Кунацкая

26 и 27 апреля в ДГУ прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы...

18 часов назад

Стартовал IV конкурс поэтического перевода имени... Конкурсы

Дагестанское отделение Союза российских писателей и Клуб писателей Кавказа объявляют IV Международный...

3 дня назад

Золотые рудники Ибрагимхалила Курбаналиева История

Это отрывок из документальной повести «Большевики гор» из сборника «Свинцовая буря» («НякІ чІутІул чявхъа»)...

3 дня назад

В Национальном музее Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи открылся новый зал, где гостям представлены уникальные образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы.

Основная часть коллекции резного камня Национального музея Дагестана была собрана в 1922-1924 годах советско-армянским востоковедом, общественным деятелем, академиком Иосифом Орбели и ученым, историком-кавказоведом, этнографом, археологом Расулом Магомедовым.

Посетителям музея представлены: фрагмент опорного каменного столба одного из хунзахских домов, разные детали архитектурного декора с каллиграфическими надписями, с растительным или геометрическим орнаментом, а также тимпаны и оконные комплексы с опорными колоннами из села Кубачи, декорированные плиты с сюжетными композициями, фрагменты опорных колонн и консолей, изваяния культового или архитектурного назначения.

Иосиф Орбели отмечал, что, возможно, большинство кубачинских рельефов и условий взаимосочетания изобразительных мотивов раньше были обработаны мастерами для постройки двух выдающихся дворцов какого-то местного феодала.

«Не все рельефы схожи по размеру и общей стилевой направленности, но, тем не менее, сюжеты и образы, запечатленные в них, несмотря на их разнообразие и богатство трактовки, составляют, собственно, кубачинский устойчивый иконографический кpуг образов и сюжетов, техники резьбы и композиционного построения», – подчеркнула зам. директора Национального музея РД Джамиля Дагирова.

Интересный факт: часть кубачинских камней хранится в крупнейших музеях мира: «Метрополитен-музей» (Нью-Йорк, США), Лувр (Париж, Франция) и в музее изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Эрмитаж» (Санкт-Петербург, Россия).