Золотая пыль | Журнал Дагестан

Золотая пыль

Дата публикации: 17.04.2023

Ахмедхан Кишов

Профессор жизни Литература

Гастан АгнаевНародный писатель Осетии, лауреат Государственнойпремии им. К.Л. Хетагурова, лауреат премииим....

4 дня назад

Слово о Сулеймане Культура

16 апреля в Галерее дома Поэзии состоялось открытие выставки «Слово о Сулеймане», приуроченной к 155-летию со...

4 дня назад

От смеха до любви Культура

В середине апреля, ровно посередине весны, в Махачкалу в гости к Лакскому театру приехал Кабардинский...

7 дней назад

Гора Казбек Литература

Залина БасиеваПоэт, переводчик, член Союза писателей России, руководитель секции поэзии Союза писателей...

7 дней назад

Почему не стареет классика? Наверное потому, что классическими становятся произведения, затрагивающие вечные темы, неизменные что сейчас, что двести лет назад. Именно двести лет назад, 12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич Островский, премьерный показ пьесы которого «Бешеные деньги» в постановке Марии Федосовой состоялся 15 апреля в Русском драматическом театре имени Максима Горького в Махачкале.

Девушка что не знает цену деньгам, не желает знать, но желает тратить, тратить и тратить. Меха, драгоценности, балы… Вы встречали таких особ в жизни? Я встречал, и немало. Для полного соответствия нынешним реалиям в нашей республике не хватает только накачанных губ и переделанного носа — просто во времена написания пьесы эти весьма затратные манипуляции с внешностью ещё не были изобретены. Такова Лидия Чебоксарова (Диана Джахбарова).

Такой её воспитала мать, Надежда Антоновна (Алина Абдулганиева). И всё бы у них было хорошо, да вот денег нет — глава семейства разорён, имение заложено и выставлено на продажу. Остаётся главный капитал — дочь! И её надо повыгодней реализовать… Весьма знакомо, не правда ли?

Но! Все поклонники Лидии Чебоксаровой на поверку оказываются промотавшимися лгунами. Известный нам по предыдущей пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Егор Глумов (Арсен Хирамагомедов) себе не изменяет — он, как и прежде, беспринципен и полон интриг.

Иван Телятев (Артур Джахбаров) ничем не уступает Глумову — запутавшийся в долгах дворянин, которому лишь бы прожить этот день, а завтра будь что будет. Естественно, он в ужасе от попытки Лидии женить его на себе.

Григорий Кучумов (Алексей Тимохин) — ещё один постоянный гость дома Чебоксаровых — тот ещё пройдоха. Денег у него на словах много, да вот беда — кошелёк дома забыт. Ну что поделать, если подводит память пожилого человека… Пусть и только с кошельком — соблазнить Лидию, правда уже Василькову, он не забывает, предварительно пообещав денег…

Единственной надеждой жаждущей денег семейки Чебоксаровых остался Савва Геннадич Васильков (Антон Артёмов), который прибыл в город из провинции со своим камердинером (Данил Ганюшкин). Савве Геннадичу нужна образованная, представительная жена. И тут, как говорится, нашла коса на камень. Кстати, именно так и предполагал первоначально назвать свою пьесу А.Н. Островский.

После множества перипетий всё становится на свои места. Не знавшая цену деньгам девушка отправляется в деревню, на воспитание! Правда, всегда есть опасность того, что она сама воспитает деревню. Но дальнейшее развитие событий нам неизвестно.

С первых минут постановки становится ясно, что Мария Федосова отошла от классической подачи материала — Савва Геннадич с камердинером Василием Ивановичем вполне себе наши современники, выходят к зрителям раньше, чем поднялся занавес. Стоит же занавесу подняться, как они попадают «с корабля на бал». Что представляет из себя «бал» наших времён, думаю объяснять не надо. Мама с дочкой Чебоксаровы и все гости их дома зажигают во вполне клубной обстановке. Клубы дыма, всполохи разноцветных огней, горячительные напитки — что ещё нужно прожигателям жизни? Постановка интерактивна, актёры зачастую уходят со сцены и попадают на неё через зрительный зал. И это вполне оправданно, зрителю интересно и весело.

Так что никаких костюмов ХIХ века на актёрах вы не увидите — перед вами наши современники. Они поют современные нам песни, танцуют под ту же музыку, что и мы, которую выбирают посредством переключения музыкального торшера — любопытной режиссёрской находки. Покупают обновки современных брендов, используют в работе компьютеры, перевозят вещи в картонных коробках. Даже стреляться Савве Геннадичу предлагается в Собачьем парке, а не в Петровском. И это ничего не меняет — пороки же неизменны! Будь то Махачкала или Москва.

Художник Мария Смолко постаралась на славу: на сцене царит полная гармония — неоновые крылья освещают чарующим светом любителей сладкой жизни. Они все готовы улететь на этих крыльях в страну беспечного веселья. Бабочки, не способные жить без золотой пыли…

Удел же Василькова — стеллажи, коробки да компьютеры. Ни крылья, ни золотая пыль ему без надобности. Золотые монеты — да. Это другое дело.

Хореограф Светлана Кузянина со своей задачей справилась — нелепые порой танцы и телодвижения очень характерно дополняли образы героев пьесы. Язык танца весьма красноречив.

Студентка ГИТИСа (курс Иосифа Райхельгауза) Мария Федосова получила право поставить спектакль на сцене Русского театра по итогам «Лаборатории режиссёров». И как мы видим теперь, выбор этот был верный! Махачкалинский зритель увидел новое прочтение классического спектакля. Увидел и не пожалел — зал на протяжении спектакля регулярно взрывался хохотом, бурные аплодисменты не смолкали весьма долго.

Не подвели и актёры. Экспрессивная Алина Абдулганиева оправдала ожидания завсегдатаев театра и приятно удивила впервые пришедших. Диана Джахбарова весьма необычно смотрелась в роли стервозной бездельницы и, как всегда, была хороша. Трио бездельников и лгунов, сыгранных Алексеем Тимохиным, Артуром Джахбаровым и Арсеном Хирамагомедовым, сумело создать атмосферу шабаша и буффонады. И надо сказать, это было весело!

Парочка деловых людей в блистательном исполнении Антона Артёмова и Данила Ганюшкина, весьма напоминающие Дон Кихота и Санчо Пансу, добыли весьма выгодную даму сердца, разрушили ветряную мельницу порока и удалились прочь. Под хохот и аплодисменты зрителей!

Фото А. Кишов