Вспоминая художника
Дата публикации: 25.02.2022
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
4 дня назад
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
4 дня назад
Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...
5 дней назад
С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...
6 дней назад
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой состоялась мемориальная ретроспективная выставка Таймазхана Магдиева «Память».
Таймазхан Магдиев родился в 1964 году в высокогорном дагестанском селе Гунзиб Цунтинского района. Первую специальность он получил в Дагестанском художественном училище им. М.-А. Джемала, окончив в 1983 году отделение «художественное ткачество». После которого по распределению пошёл работать художником на КПО «Табасаран» в с. Хучни.
После службы в армии (1983–1985) работал художником-оформителем на различных предприятиях республики. В те же годы Таймазхан Магдиев неотступно шёл к своей цели — получить профессиональное образование художника-графика в тогда ещё Ленинградской Академии художеств. К слову, это ему удалось только с пятой попытки — в 1988 году он был принят вольнослушателем в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР, а в 1989 поступил на факультет графики, где учился в прославленной мастерской профессора, действительного члена Российской академии художеств, народного художника РСФСР Владимира Александровича Ветрогонского. Педагогами Магдиева также были: профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств, народный художник России Владимир Георгиевич Старов; профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Григорьевич Ломакин; профессор, заслуженный художник России Михаил Михайлович Герасимов.
В 1995 году после окончания Академии художеств Т. Магдиев вернулся к семье в родной Кизилюрт и сразу активно влился в творческую жизнь республики, участвовал в выставках различного уровня в Дагестане и за его пределами. В 1996 году в Махачкале в Выставочном зале Дагестанского отделения Союза художников России состоялась первая персональная выставка художника, которая продемонстрировала, насколько большим творческим потенциалом он обладает.
В 1998 году Т. Магдиев начинает преподавать на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета, при нём было выпушено два курса художников-графиков.
В 2000 году Таймазхан Магдиев организует вторую персональную выставку, на этот раз — в родном Кизилюрте, в первой в городе художественной галерее — «Арт-ТИМ» (вскоре после его выставки галерея закрылась). А спустя два года он был принят в члены Союза художников России.
Работая со студентами на ХГФ ДГПУ, Т. Магдиев успевал заниматься и творчеством, выполнять заказы, ездить на пленэр по разным районам Дагестана, оформлял книги, сотрудничал в качестве художника-оформителя с театрами республики. Он был полон творческих идей и планов, которым не суждено было сбыться — в 2006 году его жизнь оборвала трагическая случайность. И остаётся только догадываться, как сложилась бы творческая судьба, чем бы ещё покорил и удивил нас, профессионалов и любителей, Таймазхан Магдиев.
За прошедшие пятнадцать лет в республике сформировалось новое поколение художников и искусствоведов, которые практически не знакомы с творчеством Магдиева. Нынешняя большая ретроспективная выставка ДМИИ им. П.С. Гамзатовой напомнила всем о Таймазхане Ибрагимхалиловиче, можно сказать, заново открыла большого мастера самому широкому кругу зрителей.
В экспозицию вошли не только творческие графические и живописные работы, но и некоторые из учебных заданий, выполненных в стенах Академии художеств — студенческих поездок на пленэры и, конечно, дипломная работа художника.
Дипломный проект под названием «Мой Дагестан» (1995) представляет собой серию из 11 листов в технике цветной линогравюры, выполненную в 4 доски (каждый эстамп). Эта тема, на первый взгляд, тривиальная — её берут многие выпускники-дагестанцы. Но у Магдиева серия посвящена родному народу, сложному этапу его истории — вынужденному переселению с обжитых высокогорных труднодоступных земель на равнину. В ней всё: тоска по родине, мечты — будущее, память — прошлое, боль утрат и радость приобретения перемешаны с тёплыми детскими воспоминаниями. Молодой график пытался отразить в этих листах боль народа, обозначить наиболее важные, по его мнению, исторические метки. Тёплыми, светлыми вкраплениями являются эстампы на тему незамысловатой сельской жизни, заключающие в себе воспоминание о беззаботных детских днях, проводимых в родном селе, и сохранившие память автора о родных местах.
В 1990–2000-е Таймазхан Магдиев задумал несколько графических серий на историческую тематику, через одну из которых он выразил своё переживание и отношение к трагическим событиям из современной истории республики.
«Август 1999» — это «Герника» Магдиева. Графическая серия работ, в которой автор не просто отразил свои переживания, боль и горечь трагедии тех страшных событий, он обратился к современникам и следующим поколениям с воззванием — остановиться, осознать всю бесчеловечность и бессмысленность свершённого, прочувствовать горькую необратимость утраты (во всех смыслах) хрупкого человеческого мира, бытия, жизни.
«Август 1999» — боль, крик, стон, плач, оглушающий звон. Колокола — маленькие — звонкие до ультразвука, режущие слух, как отчаянный крик; большие — набат, пришибающие своим тяжёлым и глухим звоном, как вестник большого горя. Цепи, оковы — безысходность, невозможность борьбы, сопротивления. Разруха, уничтоженные аулы, сожжённые писания, искорёженное (раненое!) древо жизни — трагедия, потеря души, устоев, адатов, корней. И в противопоставление этому ужасу и хаосу сохранившиеся плоды и молодые побеги — надежда, что всё образуется, всё забудется, перемелется, и жизнь продолжится. Ополчение — связанное одной целью — изгнать врага. И центральный лист «Древо жизни» — олицетворение победы добра над злом, продолжения мирного течения жизни, животворящей силы родной земли и нашей памяти о своих корнях.
«Старики» — ещё одна большая серия работ Магдиева, на этот раз выполненная в смешанной технике (бумага, соус, сангина, уголь, белила). На первый взгляд может показаться, что перед нами изображены озорные, весёлые люди, которые молоды душой, им не сидится на месте, у которых, как и у автора, не потеряно чувство юмора, азарта и философского взгляда на жизнь.
Но, как верно заметила искусствовед, почётный член Российской Академии художеств Наталья Мусаева, в эту серию автором заложен другой смысл. В ней художник, несмотря на свой относительно молодой возраст, рассуждает на тему одиночества, которое приходит в старости: «Для меня серия «Старики» кажется столь глубоким проникновением в суть старости. Глубокое понимание того, что старость может быть разной, но в большей части она трагична, потому что человек, старик остаётся один. Там все старики одиноки. Мы в одиночестве приходим на этот свет и в одиночестве мы уходим со своим багажом, со своими думами, со своими страданиями, со своею печалью», — отметила она.
Из ранних студенческих работ на выставке можно было видеть этюды, выполненные в акварели и в карандаше во время пленэрной практики в Ростовской, Вологодской и Псковской областях или по возвращении на лето в родной Дагестан, в поездках в горы. Эти работы незамысловаты, просты по сюжету, теплы и позитивны по передаваемым ощущениям и настроению. В них художник не боится экспериментировать с материалом и техниками, пробовать себя, оттачивать профессионализм, искать новые средства выразительности. Некоторые из пленэрных сюжетов, как часто бывает, легли в основу композиций, выполненных позже, которые также были представлены.
Выставка под общим названием «Память» — это не только память Т. Магдиева о прошлом, о далёкой истории и недавно пережитых событиях, память о корнях народа, семьи, предков, об обычаях и традициях. Но и наша память о личности Таймазхана Ибрагимхалиловича.