Точка Айвазовского | Журнал Дагестан

Точка Айвазовского

Дата публикации: 27.11.2022

Доного Хаджи Мурад

Каменные крылья Сосланбека Едзиева Культура

ВСЁ-ТАКИ ФОТОГРАФИЯ — МОЩНОЕ И ПРЕКРАСНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! СМОТРИШЬ И ЗАНОВО ПЕРЕЖИВАЕШЬ ВСЮ...

2 дня назад

День рождения Сулеймана Стальского Даты

День рождения великого поэта, классика дагестанской литературы поклонники его таланта решили отметить у...

2 дня назад

Читать — и никаких гвоздей! Новости

Разговор с заслуженным учителем Республики Дагестан, «Учителем года РД — 1993», кандидатом филологических...

3 дня назад

Оранжевые бараны и золотые жеребцы Дастархан

23 мая на стадионе «Анжи-Арена» около Каспийска открылась XXIV Российская выставка племенных овец и коз. На неё...

3 дня назад

Выдающийся русский маринист Иван Константинович Айвазовский, написавший более 6 тысяч морских пейзажей, не замыкался в рамках маринистической живописи. Им был создан большой цикл картин кавказской природы, отличавшихся высоким живописным мастерством.

И. К. Айвазовский

В 1868 г. художник предпринял путешествие на Кавказ, где посетил Владикавказ, Дарьяльское ущелье, Закавказье, Чечню, а также Дагестан. Сохранился небольшой альбом с рисунками, сделанными во время этого путешествия (находятся в собрании Феодосийской галереи). Он заполнен беглыми рисунками, а на полях записи, сделанные рукой художника. В этих записях обозначается главным образом цветовая гамма пейзажа, а иногда и названия аулов, «нанесённых на рисунок еле уловимыми пятнышками среди огромных горных массивов, прорезанных складками и ущельями, по которым змеится горный поток».

И. К. Айвазовский  «Гуниб». 1868.  Национальный музей  РД  им. А. Тахо-Годи.  Махачкала

Во время этого путешествия Айвазовского привлекали и места недавних боевых сражений, художник зарисовывает исторические места: Ахульго, Гимры, Гуниб. Особый интерес вызвал аул Гуниб, где произошёл финальный акт многолетней Кавказской войны. Несколько живописных работ художника посвящено этому историческому месту. Любопытно, в наше время на Турчидаге, а точнее на Кегерских высотах, наблюдается паломничество туристов к той самой точке Айвазовского, где он делал зарисовки Гуниба, а они делают селфи на память.

Будучи в Темир-Хан-Шуре, Айвазовский посетил «Кавалер-батарею» и позже по воспоминаниям и наброскам написал картину «Вид на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море».

В ноябре художник прибыл в Тифлис, где по своим наброскам создал 15 произведений, среди них: «Вид Гуниба», «Вид с Каранайских высот на Ахульго и Гимры», «Стычка на Гунибе», «Цепь Кавказских гор», две работы с видами Дагестана и др. Здесь же, в Тифлисе, художник организовал выставку своих работ, как бы подводя итог своим кавказским впечатлениям.

Картины, представленные на этой выставке, были замечательны своим разнообразием и новизной тематики для художника — морские пейзажи уступили место горным пейзажам, видам аулов и кавказских городов.

И. К.  Айвазовский  «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны».  1869. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Известно, что знаменитый коллекционер русской живописи П.М. Третьяков хотел приобрести работу И.К. Айвазовского «Каранай». В одном из писем к Третьякову художник пишет, что, к сожалению, эту картину уже закупило русское правительство, а коллекционеру он предложил другую — тоже из кавказского цикла.

Выставка пользовалась огромным успехом. Плата за вход поступила в пользу городского детского приюта. Жители Тифлиса, желая выразить мастеру признательность и восхищение его искусством, дали в честь него обед. Айвазовскому был поднесён оправленный в золото заздравный рог тура.

Два живописных произведения «Гуниб» и «Дорога от Млета до Гудауpa» были написаны художником по заказу наместника Кавказа князя А. Барятинского и в дальнейшем экспонировались в имении Барятинских Марьино в Курской губернии. В настоящее время «Гуниб» хранится в Национальном музее им. А. Тахо-Годи, вторая работа — в Музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. На обороте «Дороги от Млета до Гудаура» сохранилась дарственная надпись Айвазовского бывшему командующему русской армии на Кавказе.

И. К. Айвазовский  «Стычка ширванцев с мирюдами на Гунибе». 1869. Третьяковская Галерея. Москва

Многие выдающиеся люди, в том числе и художники, побывали в XIX веке на Кавказе, 60 из них в Дагестане, и замечательно, что среди них был Иван Константинович Айвазовской, член пяти академий художеств: Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Амстердамской.

Из книги: Доного Хаджи Мурад. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817–1864. — М., 2005.