МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА XII–XVвв.: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | Журнал Дагестан

МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА XII–XVвв.: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Дата публикации: 23.02.2023

Мисрихан Маммаев главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, доктор искусствоведения

Профессор жизни Литература

Гастан АгнаевНародный писатель Осетии, лауреат Государственнойпремии им. К.Л. Хетагурова, лауреат премииим....

2 дня назад

Слово о Сулеймане Культура

16 апреля в Галерее дома Поэзии состоялось открытие выставки «Слово о Сулеймане», приуроченной к 155-летию со...

2 дня назад

От смеха до любви Культура

В середине апреля, ровно посередине весны, в Махачкалу в гости к Лакскому театру приехал Кабардинский...

5 дней назад

Гора Казбек Литература

Залина БасиеваПоэт, переводчик, член Союза писателей России, руководитель секции поэзии Союза писателей...

5 дней назад

Мусульманское искусство Дагестана изучено слабо по разным причинам. Одна из них кроется в том, что до недавнего времени не было возможности позитивной оценки мусульманской религии как системы вероучения, права, морали и этики. Но зато всячески поощрялись исследования, подвергающие критике вероучение ислама.

За годы воинствующего атеизма мусульманская культура Дагестана и ее составная часть — исламское искусство, понесли значительные потери. Без присмотра были разрушены многие памятники культовой архитектуры — мечети, минареты, медресе и мавзолеи. Погибло немало ценных произведений исламского искусства — образцы художественной резьбы по камню и дереву, штуковые (из ганча — материла из гипса и глины) рельефы, представлявшие собой составные части декора мусульманских архитектурных сооружений, ковровые и другие изделия с исламской символикой или декоративными арабскими надписями. Утрачено немало и памятников письменной культуры — рукописей на арабском, персидском и местных языках.

Штуковая (из ганча) орнаментика одной из сторон четырёхугольной базы опорного столба в мечети с. Каракюре Ахтынского района. XII–XIII вв. По П.М. Дибирову

В свете тех существенных позитивных перемен, которые произошли в отношении к религии в современном обществе, ныне представляется возможность подробного изучения исламского искусства Дагестана и объективной оценки роли средневековой арабо-мусульманской культуры в его формировании и развитии.

В настоящей работе мусульманское искусство Дагестана XII–XV вв. детально не исследуется, подробно не описываются и не анализируются конкретные произведения этого искусства из-за ограниченности её объема. Оно будет подробно исследовано в другой специальной работе. В данной статье затрагиваются лишь некоторые вопросы формирования им развития мусульманского искусства, а также определяются его характерные особенности.

Процесс исламизации горного края охватывал весьма длительный период с VII по ХVI век и завершился утверждением здесь мусульманской веры суннитского толка как официальной религии и идеологии.

Начиная с VII по VIII в. Дагестан надолго оказался в сфере политического и культурного влияния стран арабо-мусульманского Востока. Вместе с исламом в Дагестан проникла высокая и передовая в условиях Средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим в Дагестане получают распространение специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока.

С укреплением в Дагестане позиций ислама развертывается строительство зданий мусульманской культовой архитектуры — мечетей, минаретов, мавзолеев, а также учебных заведений — медресе, которые возводились лучшими народными зодчими. Детали этих сооружений — двери, порталы, окна, опорные столбы, тимпаны, михрабы и минбары — украшали великолепной орнаментальной резьбой и декоративно оформленными арабскими надписями знаменитые резчики по камню, дереву, штуку (ганчу) и другие мастера.

В средневековом Дагестане, как и в странах Ближнего и Среднего Востока, одним из распространённых видов художественного творчества становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового искусства мусульманского Востока справедливо отмечают, что высокоразвитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусство, занимая среди других его видов, почётное место. Достигнув необычайной тонкости и изящества в применении различных усложнённых почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья.

Минарет и мечеть (слева) в с. Рича Агульского района. XII в. Позднее неоднократно перестраивались и ремонтировались. Высота минарета около 17 м

Изречения из Корана, афоризмы, благопожелания, имена строителей, резчиков по камню и дереву, художественного бронзового литья, владельцев различных предметов, надписи исторического содержания, с большим мастерством выполненные декоративно трактованными арабскими буквами, украшали различные произведения прикладного искусства Дагестана — художественную керамику, металлические изделия, оружие, предметы из резного дерева, ковры и шёлковые ткани, детали культовых и гражданских архитектурных сооружений. Широко использовались декоративные арабские надписи, обычно вплетённые в орнаментальные композиции, для художественной отделки мемориальных (надмогильных) памятников в виде вертикально поставленных каменных плит (стел).

Известный исследователь искусства арабских стран и Ирана Б. В. Веймарн отмечал, что «ни один алфавит мира не получил такого эстетического значения и столь богатой художественной разработки, как арабский, распространённый в средние века во всех странах «мусульманского мира».

Изысканной художественной отделке подвергали и рукописные книги, которые накапливались в средневековом Дагестане в виде частных и мечетских коллекций, среди которых были труды не только по теологии, но и по гуманитарным и естественным наукам: философии, филологии, математике, географии, астрономии, медицине. Книжная орнаментика составляла особую область прикладного искусства.

Переписывание и художественное оформление книг в Дагестане, как и в странах Востока, считалось весьма почётным занятием. Этой деятельности, требовавшей длительной выучки, огромного труда, терпения и усидчивости, а также хорошего знания арабского языка, многие алимы посвящали всю свою жизнь. Во многих дагестанских селениях — Акуше, Кубачи, Шири, Кумухе, Хунзахе, Согратле, Ихреке, Башли, Эндирее и других, в средние века работали профессиональные переписчики книг — катибы, достигшие высокого мастерства в арабской каллиграфии.

Мусульманское искусство Дагестана периода средневековья нельзя считать целиком привнесённым извне вместе с проникновением в горный край арабо-мусульманской культуры. Искусство это формировалось на основе синтеза арабо-мусульманского искусства и богатых традиций доисламского декоративно-прикладного искусства, народного зодчества и устно-поэтического творчества дагестанцев.

Ещё до проникновения ислама в Дагестан и утверждения его как официальной религии здесь развивались различные виды декоративно-прикладного искусства — художественная обработка металла, ковроделие, керамическое производство, резьба по камню и дереву, обработка кости и т. д., имеющие развитые традиции, базирующиеся на многовековом опыте.

Двери минбара Большой мечети («Хвала мишит») в с. Кубачи. В верхней части дверей — рельефная арабская надпись с именем изготовившего минбар мастера Хартума. XV в

На столь же древних традициях основывались строительное дело и архитектура. В средние века и позднее мусульманские культовые сооружения и учебные заведения — мечети, минареты и мавзолеи, медресе, обычно возводились с учётом сложившихся в Дагестане в доисламское время архитектурно-художественных традиций. «Приняв ислам, а вместе с ним и характерные для него типы мемориально-культовых сооружении, дагестанские народы сохранили в облике мечетей, минаретов и мавзолеев черты местной архитектуры…» — писал известный исследователь дагестанской архитектуры акад. С. О. Хан-Магомедов.

Проникновение в Дагестан арабо-мусульманской культуры существенно обогатилоего  традиционное искусство. Она дала новый толчок для его дальнейшего развития. Она же определила на многие века путь исторического развития искусства Дагестана в общем русле развития художественной культуры и искусства стран мусульманского Востока.

В средневековом искусстве Дагестана, как и в искусстве мусульманских стран Закавказья (Азербайджан), Ближнего и Среднего Востока, очень большое место занимал орнамент. В XIV–XV вв. он достигает невиданного ранее расцвета. С полным основанием можно отнести к средневековому дагестанскому орнаменту слова проф. Б. В. Веймарна о том, что «искусные мастера восточного орнамента достигли виртуозности, создавая изумляющие взор и волнующие чувства композиции, которыми они украшали и огромные архитектурные плоскости, и разнообразные бытовые предметы, и листы рукописных книг. Широкое распространение искусства орнамента, чрезвычайно многогранно вошедшего в жизнь людей и тесно связанного с народными художественными традициями, было одним из специфических выражений декоративности, характерной для средневековой художественной культуры вообще». В разработку различных орнаментальных композиций растительного стиля, как, впрочем, и эпиграфического, ленточного, геометрического и других, дагестанские мастера внесли свой вклад. На протяжении многих веков орнамент совершенствовался, оттачивался и обогащался многими поколениями мастеров. При этом он приобретал присущий для той или иной исторической эпохи «почерк», т. е. особенности стиля и этнического своеобразия. За многие столетия сложились местные локальные особенности растительного орнамента — кубачинского, лакского, аварского и т. д.

В средневековом Дагестане в художественном убранстве различных архитектурных сооружении и мемориальных (надмогильных) памятников, а также произведений декоративно-прикладного искусства особое значение придавалось декоративным арабским надписям, составляющим эпиграфический орнамент. Почерком надписей большей частью служил поздний цветущий куфи, являвшийся одним из основных видов декоративного почерка. Встречаются ещё надписи, выполненные почерком «сульс». С конца XV в. и в последующее время стал широко применяться почерк «насх», особенно хорошо сочетающийся по характеру написания букв с растительным орнаментом.

Надмогильный памятник 783 года хиджры 1381–82 гг. из с. Калакорейш

Эпиграфический орнамент выполняли каллиграфы, достигшие высокого совершенства в своём искусстве — красоты, изящества и художественной выразительности письма. Они являлись и превосходными  орнаменталистами, умеющими составлять не только эпиграфический узор, но и сложные многочастные композиции, в которых гармонично сочетались растительный, эпиграфический и другие типы орнамента. В ХIII–ХV веках в сел. Кубачи — одном из крупнейших художественных центров Дагестана — были созданы выдающиеся произведения мусульманского искусства, которые вошли в бесценное национальное культурное наследие Дагестана и в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из этих произведений — каменные рельефы — детали архитектурного декора несохранившихся до настоящего времени зданий, литые бронзовые котлы с превосходной декоративной отделкой, художественно отделанное холодное оружие, а также керамика ближневосточного происхождения, вывезенные в разное время из Кубачи, ныне хранятся в крупнейших отечественных и зарубежных музеях (Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Оружейная палата Московского Кремля, Лувр в Париже, Британский музей и Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Галерея искусств Фрир в Вашингтоне и др.). Значительное количество их находится в республиканских музеях — Национальном музее Республики Дагестан им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Историко-этнографическом музее им. Р.М. Магомедова Дагестанского государственного университета.

Немало памятников камнерезного искусства, а также отдельных произведений резьбы по дереву, художественного бронзового литья, медночеканного дела сохранилось в селении Кубачи.

Надмогильный памятник 783 года хиджры 1381–82 гг. из с. Кубачи

Созданные в пору высокого экономического и культурного подъёма средневекового сел. Кубачи — центра государственного образования Зирихгеран (перс. «кольчугоделатели») — каменные рельефы украшали различные, несохранившиеся до настоящего времени архитектурные сооружения (за исключением ныне полуразрушенной Большой пятничной мечети — «Хвала мишит») — культовые постройки (квартальные мечети и Джума-мечеть /переделанная в XV в. в Большую мечеть/, медресе), отдельные жилые дома, а также давно развалившиеся (в середине XVIII в. ?) общественные здания дворцового типа, так называемые «Хвала хъулбе» (большие дома), принадлежавшие высшему органу местного самоуправления «Чине» (совет старейшин). Здание «Хвала хъулбе» отличалось ярким местным своеобразием архитектурных форм и необычайно богатой декоративной отделкой фасадной каменной рельефной скульптурой.

Создав в XII–XV вв. многочисленные памятники мусульманского искусства — произведения резьбы по камню, дереву и штуку (ганчу), художественного бронзового литья, медночеканного производства, оружейного дела, а также богатое орнаментальное искусство, памятники арабской и персидской эпиграфики и декоративной каллиграфии, воздвигнув оригинальные здания горской культовой архитектуры с яркой декоративной отделкой, — народы Дагестана внесли свой вклад в средневековую мировую художественную культуру.