«Да у вас здесь целый Эрмитаж!» | Журнал Дагестан

«Да у вас здесь целый Эрмитаж!»

Дата публикации: 09.03.2023

Наида Хаспулатова

«ЭХО БДФ — Дагестан» Кунацкая

Зима 2023-24 гг. началась для махачкалинцев с большой удачи: в столице прошла девятая региональная программа...

7 часов назад

Любишь ли ты поэзию так, как люблю ее я Культура

К 155-летию со дня рождения основоположника дагестанской, лезгинской литературы, народного поэта Дагестана...

7 часов назад

Зазеркалье Закарьи Закарьяева Изобразительное искусство

Ассамбляж, васте-арт, джан-арт, ресайклинг-арт, стимпанк, стрит-арт, трэш-арт. Современные художники...

4 дня назад

«Нити»: проект  о дружбе и добрососедстве Изобразительное искусство

Рассказ о Дагестане, его культуре и истории, уникальной природе в фотографии — это проект «Нити», основатели...

4 дня назад

Мы едем по прекрасной, разморённой летним зноем Самурской долине, фактически по границе: под узкой горной дорогой — распавшийся на несколько рукавов Самур, текущий по широкой серой пройме; за Самуром уже другое государство — Азербайджан.

Доезжаем до исторического центра долины — древних Ахтов. Изучить историю легче всего в местном краеведческом музее, да и с самим музеем связано много интересных фактов. Директор музея Ахмед Дагларов с гордостью показывает на висящие на стене музея фотографии дедушки, основателя музея Нурудина Дагларова. Музея, который неоднократно признавался лучшим в России.

Ахмед Дагларов рассказывает: «У меня дед был директором Ахтынской образцовой школы, которая открылась ещё в 1861 году и стала первой светской школой в Дагестане. Вот он на фотографии рядом с Надеждой Крупской. В 1933 году в Москве собрались руководители 50 лучших школ РСФСР на соцсоревнование среди образцовых школ, и ахтынская заняла второе место. Его затронули репрессии 30-х годов из-за того, что он общался с Нажмудином Самурским. Но даже после этого его назначили директором детдома, потом начальником района — он был хорошим организатором.

В ахтынской Джума-мечети находился колхозный склад, и мой дед обратился к руководству села, предложив перевезти в него школьный краеведческий музей. Благодаря музею мечеть и сохранилась в Ахтах. Это стало началом работы второго музея в Дагестане. Первый, республиканский, был открыт в Махачкале в 1925 году.

В 1963 году музей возглавил мой отец — Фикрет Нурудинович Дагларов, а в 1999 году его сменил я. Моя трудовая деятельность проходила в Каспийске. Я был учителем в интернате, и мне нравились и город, и моя работа, но я всегда знал, что вернусь в село.

В 1990 году музей оказался в очень трудном положении — издали постановление, что культовые здания нужно вернуть религиозным организациям. А куда девать экспонаты? Нам предлагали здания, а они не подходили — в селении мало больших помещений. Единственным зданием, которое нам подходило, было помещение бывшего Ахтынского райкома. Ахтынцы проголосовали за то, чтобы это здание отдали под музей. Я считаю большим достижением, что музей мы сохранили».

Директор с удовольствием проводит нас по музею, рассказывает историю Ахтов. На осмотр экспонатов уходит немало времени — здесь 10 залов, 7200 ценных экспонатов. Самые древние — в палеонтологической коллекции: аммониты, останки морских животных, найденные в местных горах. Это один из самых любимых туристами залов: «Когда рассказываю туристам, что здесь было дно океана, но 120 миллионов лет назад начался горообразовательный процесс, горы поднялись, и появился Кавказ, они заворожённо слушают».

В старой части села случайно, при перестройке дома, наткнулись на поселение бронзового века, нашли старинное оружие, браслеты, бусы, которым 2500–3000 лет — почти все находки принесли в музей. В основном были найдены украшения: молодцы ахтынки всегда умели объяснить своим мужчинам, что надо изготавливать в первую очередь! Рядом с этими находками — бюсты первобытных людей разных эпох, объёмная диорама, изображающая жизнь наших далёких предков.

«У нас пять диорам, которые показывают традиционный уклад жизни ахтынцев, флору и фауну нашего района. Сделал их мой отец — у нас никогда в штате художника не было. А макеты медника и динозавра я сам сделал».

Очень много экспонатов, иллюстрирующих уклад средневековой жизни горцев. Средневековые монеты, одежда, светильники, утюги. Посуда очень интересная — глиняные и медные котлы с красивыми узорами, подносы — гигантских размеров. Поразила деревянная ложка, высотой с человека, в которую поместится 2–3 литра. Кто из неё ел, легендарный богатырь Шарвили?

Композиция из фигур горцев в натуральную величину в национальной одежде изображает ужин, вечернее времяпрепровождение: женщины пекут хлеб, мужчины изготавливают посуду.

В экспозиции музея много образцов исконных ахтынских ремёсел. До наших дней дошли только два из них: плетение ковров, вязка джурабов и чувяк. Ахтынские узоры — особые рунические знаки и розы в натуральном виде. Ахтынцы всегда любили цветы, с древних времён проводят Цукьер Сувар (праздник цветов), и на ахтынских изделиях распускаются розы — как живые.

Одна из экспозиций самого большого зала посвящена ахтынской крепости и событиям Кавказской войны на территории района — о ней  расскажет в следующей статье.

Около 4 000 жителей района воевали на фронтах Великой Отечественной, половина из них не вернулась. В центре портретной галереи — Герои Советского Союза Валентин Эмиров и Газрет Алиев.

В зале, посвященном ХХ веку, много родных, знакомых лиц. Мой дедушка, Гаджимурад Клинджев, был награждён орденом Трудового Красного Знамени; дяди Ахед и Махмуд Агаевы — ученые. Из большого села вышло много известных деятелей науки, культуры, политики. В бережно собранной экспозиции каждый ахтынец может найти уважаемых людей из своего рода.

Директор музея знает о всех болевых точках своего детища: «У нас никогда отопления не было, зимой здесь очень холодно. Когда Рамазан Абдулатипов посетил наш музей, при осмотре экспонатов он сказал: «Тут нужен хороший багет и бронзовая табличка». Я отвечаю: «Это госмузей, и вы должны знать, как нас финансируют. Эти недостатки — от нашей бедности». Он как философ сказал, что «бедность не порок», но по его указанию ООО «Газпром трансгаз Махачкала» все же спонсировало нас на миллион рублей. Мы на эти деньги поставили пластиковые окна, купили итальянскую отопительную систему за 700 тысяч. Правда у головного музея уже 5 лет нет денег присоединить её к магистрали. До сих пор мёрзнем».

Но все же Ахмед Дагларов полон оптимизма: «У нас большие планы по расширению музея. В прошлом году здесь был глава РД Сергей Меликов. Я ему рассказал, что можно к этому зданию достроить выставочный зал, картинную галерею, зал ковра, зал «Эпоса Шарвили», сувенирный магазин открыть, может быть, даже кафе, потому что туристов много сейчас приходит. Сейчас мы подготовили проектно-сметную документацию, и нам пообещали, что до конца года уже проведут тендеры на пристройку и отопление».

Размышляя о будущем музея, его руководитель считает, что многие вопросы можно было бы решить на местном уровне: «Музей наш республиканского подчинения — один из 39 филиалов Национального музея РД. Нам это очень невыгодно — район не имеет права нам помогать, а от Махачкалы мы находимся очень далеко, и у них тоже с деньгами плохо.

Чтобы работать на современном уровне музейного дела, нужны не только средства, но и полезные деловые контакты в музейном мире. Я только вернулся из Москвы, где в Пушкинском музее проходил международный фестиваль современного искусства «Аланика», посвященный интеграции современного искусства в малые музеи горных и предгорных территорий Северного Кавказа. Нашу экспозицию посмотрели организаторы и были ошарашены — она вошла в шестёрку лучших. На средства от гранта в Ахтах будет организован воркшоп для художников. Они будут писать картины в музее, которые поступят в наш фонд. У нас уже был такой проект, организованный заместителем директора Национального музея им. А. Тахо-Годи Джамилей Дагировой. Вы видели картины, подаренные музею дагестанскими художниками».

Подтверждённой истории Ахты несколько тысяч лет. Рассказывают, что, когда копают на старом кладбище на Гюнейской стороне, нередко находят старые могилы, направленные на восток, а не на юг, как хоронят мусульман, есть места, где захоронения идут в четыре яруса. Это могилы доисламского времени, но их никогда не исследовали. В районе найдены наскальные рисунки. При этом точных знаний о древнем периоде нет — несмотря на столь богатую историю, в районе никогда не работали археологические экспедиции.

В XIX веке под руководством русских военных здесь были построены крепость и знаменитые бани: солдатские и офицерские, мужские и женские. Жители района и сегодня пользуются купальнями, построенными два столетия назад, хотя в райцентре провели водопровод, у всех дома есть душевые, используются стиральные машины. Но в банях — целебные источники: радоновые и сероводородные, и поэтому поток приезжающих сюда со всех концов Дагестана не иссякает.

Джума-мечеть — постройка 1891 года, есть ещё одна мечеть, XVIII века. Старинную крепость, построенную ахтынцами для обороны от захватчиков на горе Келез-хев, ещё в VI веке разрушили сами же местные жители. Они решили, что после присоединения села к Российской империи в ней надобности нет. Испокон веков камни для строительства домов поднимали с реки Ахты-чай, а тут столько бесхозных камней наверху.

Поэтому ахтынский музей — по сути, единственное место, где своими глазами можно увидеть историю Ахтынского района. Этот музей был создан патриотами края и держится на них.

«Когда у меня бывают экскурсии из Москвы, Санкт-Петербурга, я их спрашиваю, чем же я могу удивить в нашем музее. А они потом благодарят и в книге отзывов пишут: «Да у вас здесь целый Эрмитаж!».

У меня сейчас задача заработать деньги на музей. Этим летом туристов несколько тысяч человек было, а года три назад человек десять из России за всё лето приезжало. Им нравится наша жизнь — кавказцев-горцев, для них это очень необычно, они интересуются нашими обычаями, адатами, как живут семьи, чем занимаются дети.

За всеми хорошими музеями стоят энтузиасты. Младшему сыну, Шахбану, я объяснил, что три поколения нашей семьи сделали этот музей, и уговорил его, чтобы он продолжил традицию. Говорю: «У тебя посетителями будут и губернаторы, и чабаны, и со всеми ты должен уметь разговаривать и показывать так, чтобы было интересно». Он согласился и поступил на исторический факультет ДГУ. Сейчас он в музее работает рабочим, потому что все места научных сотрудников и экскурсоводов заняты. Но он всему учится».

фото Руслана Алибекова