Штурм аула Ахульго | Журнал Дагестан

Штурм аула Ахульго

Дата публикации: 23.04.2022

Профессор жизни Литература

Гастан АгнаевНародный писатель Осетии, лауреат Государственнойпремии им. К.Л. Хетагурова, лауреат премииим....

1 день назад

Слово о Сулеймане Культура

16 апреля в Галерее дома Поэзии состоялось открытие выставки «Слово о Сулеймане», приуроченной к 155-летию со...

1 день назад

От смеха до любви Культура

В середине апреля, ровно посередине весны, в Махачкалу в гости к Лакскому театру приехал Кабардинский...

4 дня назад

Гора Казбек Литература

Залина БасиеваПоэт, переводчик, член Союза писателей России, руководитель секции поэзии Союза писателей...

4 дня назад

20 января в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой состоялся публичный показ эскиза первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» (Ф.А. Рубо, 1890), написанного предположительно в 1888 году.

На аукционе Christie’s в Лондоне 29 ноября 2021 года в день торгов Русским искусством панорама была приобретена дагестанским меценатом Камилем Халиловым за 87500 фунтов стерлингов (без учёта налогов и сборов), что практически в 10 раз превысило эстимейт лота. Лот был выставлен внучкой художника Сильвией Рубо и для продажи был специально доставлен в Великобританию.

Ранее о существовании эскиза не было известно. О том, что он сохранился, Сильвия Рубо сообщила одновременно с желанием продать эскиз. Об этом в дагестанском сообществе широко стало известно благодаря информационной волне, поднятой искусствоведом, заместителем директора Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Джамилей Дагировой, которая узнала об этом от самой Сильвии.

На презентации эскиза с приветственным словом выступила директор музея Салихат Гамзатова, которая выразила огромную благодарность меценату Камилю Халилову за его решение приобрести это произведение и передать музею на экспонирование. Это прекрасная возможность для многих любителей искусства и истории увидеть воочию уникальный эскиз знаменитого художника Франца Рубо.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева в своём выступлении отметила: «Отрадно, что эскиз передан на временное хранение в музей, и у всех желающих будет возможность прикоснуться к истории, изучить авторскую идею и увидеть первое художественное воплощение замысла выдающегося художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо».

С благодарственной речью выступила и искусствовед Джамиля Дагирова, которая посвятила много времени и сил изучению творчества Ф. Рубо и благодаря оперативности и чуткости которой о продаже эскиза стало известно широкому кругу людей.

«Я хотел бы обратить внимание, что на картине очень важный исторический момент для нашей республики — взятие, на тот момент, столицы Имамата. На этой картине запечатлён подвиг как русского, так и дагестанского народов», — сказал Халилов на мероприятии.

В закрытой обстановке прошло подписание договора о временном экспонировании работы.

Триумф и забвение

Судьба панорамы «Штурм аула Ахульго»

Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) — русский художник французского происхождения, живописец, баталист, панорамист. Обучался в Одесской рисовальной школе, в Баварской академии художеств и у художника-баталиста Йозефа Брандта в Мюнхене. Преподавал в высшем художественном училище при Императорской академии художеств в Санкт-Петребурге, где возглавлял батальную мастерскую. С 1913 года жил в Германии. Считается основателем отечественной школы панорамной живописи. Им были созданы три панорамы: «Штурм аула Ахульго», 1889–1890 годы (представлена в сохранившихся трёх фрагментах в постоянной экспозиции ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, Махачкала); «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», 1902–1904 годы (представлена в одноимённом музее панорамы, Севастополь); «Бородинская битва», 1910–1912 годы (представлена в одноимённом музее панорамы, Москва).

До обнародования информации об эскизе панорамы единственным документальным изображением, дающим цельное представление обо всей панораме, была фотография, сделанная А. Григорьевым в Санкт-Петербурге в 1911 году во время её экспонирования (хранится в Эрмитаже), на которой холст запечатлён с частью бутафории предметного плана.

Сама панорама «Штурм аула Ахульго» была написана Францем Рубо с помощниками за пять месяцев — с декабря 1889 по май 1890 года. И 20 мая (по юл. календарю) 1890 года она под названием «Покорение Кавказа» была представлена в Мюнхене широкой публике в выставочной ротонде при Мюнхенском панорамном обществе. Позже её экспонировали в Париже (1891) в рамках Всемирной выставки, где она была оценена публикой и жюри, а художник за неё получил не только гран-при, но и высшую награду Французской республики — орден Почётного легиона.

В Российской империи панораму впервые смогли увидеть на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где её представили императору Николаю II. В следующем году правительство приобрело панораму, и администрация Кавказского военного округа перевезла её в Тифлис. Возле музея «Храм Славы» (ныне Военно-исторический музей, Тбилиси) для неё должны были выстроить специальный павильон, но этого не случилось. До 1909 года она хранилась в свёрнутом виде в подвальных помещениях музея, что сказалось на её сохранности. В 1908 году Императорская академия художеств присвоила за панораму Ф. Рубо звание академика. В 1909 году после небольшой реставрации, для которой художник привлёк своих учеников из батальной мастерской, он демонстрирует панораму в Севастополе, в здании панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», которую вывезли для экспонирования в столицу. В том же году её перевезли для показа в Санкт-Петербург на Марсово поле в павильон, оставшийся от демонстрации панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», где она находилась до 1912 года. В последующем целиком панораму никогда не экспонировали. С 1912 по 1922 год — год передачи её Военно-Артиллерийскому музею, она хранилась в свёрнутом виде в Павловских казармах. В музее стараниями сотрудников её очистили, разровняли, накатали на вал и убрали на хранение. Но в сентябре 1924 года в Ленинграде произошло сильнейшее наводнение, вода поднялась более чем на три с половиной метра и держалась три дня. Помещения музея оказались затопленными. Эта ситуация ещё больше ухудшила сохранность панорамы.

В 1928 году панорама, к тому времени разрезанная на две части, была передана в Дагестанский музей (позже Краеведческий музей Дагестана, ныне Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи). Проведённый поверхностный осмотр показал, что панорама нуждается в срочной реставрации, иначе её судьба будет предрешена. Но ни у музея, ни у властей республики не оказалось сил реализовать это. И в 1930 году, когда панораму вновь осмотрели, комиссия постановила, что около 75 % холста находится в ветхом состоянии и реставрация панорамы не имеет смысла в виду большого разрушения холста, грунта и красочного слоя. В связи с чем было предложено снять ее с учета основного фонда музея. В 1934 году панорама в последний раз была осмотрена экспертно-художественной комиссией, которая постановила панораму «ликвидировать», оставив для истории лучше сохранившиеся места. В результате чего до сегодняшнего времени дошли только три фрагмента первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго». Сохранившиеся фрагменты были вновь убраны в фондохранилище и забыты на 30 лет.

В 1965 году трагическую судьбу панорамы молодому директору нового музея Патимат Саидовне Гамзатовой (Дагестанский музей изобразительных искусств, ныне носит её имя) поведал свидетель тех событий, скульптор Хас-Булат Аскар Сарыджа, возглавлявший в начале 1930-х Дагестанский музей (НМ РД им. А. Тахо-Годи). Казалось, канувшие в Лету фрагменты панорамы более никто не увидит, так как никто не знал, где они. Но в 1969 году, когда Краеведческий музей Дагестана переехал в новое здание, а музей искусств занял его старые помещения, в брошенных подсобных помещениях были обнаружены фрагменты панорамы в очень плохом состоянии.

Был запущен процесс проведения экспертиз, обращений и получения резолюций и виз различных инстанций, который растянулся на десять лет. Только в 1981 году музею удалось заключить договор и передать фрагменты панорамы на тему Кавказской войны в «Росмонументискусство» (Ленинград), где они пролежали до 1989 года в ожидании финансирования реставрационных работ, продлившихся три года.

В 1991 году чудом сохранившиеся части панорамы, прошедшие художественную и техническую реставрацию, были представлены в ДМИИ, где они и по сей день находятся в постоянной экспозиции.

Информация предоставлена ДМИИ им. П.С. Гамзатовой

При подготовке статьи были использованы материалы из книги Д. Дагировой «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо».