Праздник дагестанского театрала
Дата публикации: 27.10.2024
Ах, нене…Это нежное имя груститИ в мечтаньях моих, и в тоске,Неизбывно живёт на губах…Без дыханья уже...
3 дня назад
После Кумыкского театра парадная часть улицы Буйнакского заканчивается, хотя сама она продолжает течь в...
4 дня назад
Гала-концерт фестиваля современного искусства «Молодежь против террора» состоится в Махачкале 6...
5 дней назад
Три дня Дагестан принимал участников Второго съезда Клуба писателей Кавказа, который стал знаковым...
5 дней назад
С 1 по 9 октября в Государственном республиканском русском драматическом театре имени Максима Горького прошёл VIII Международный фестиваль русских театров «Русская сцена».
«Русская сцена» проходит раз в два года, и заядлые театралы ждали фестиваль с нетерпением. Зрители увидели 10 спектаклей отечественных театров и одну постановку театра из Казахстана. Заявленный к участию Азербайджанский русский драматический театр по техническим причинам не смог принять участие в работе фестиваля.
Каждый фестивальный спектакль посмотрен членами жюри – это театральные эксперты, приглашенные в Дагестан специально для участия в «Русской сцене»: руководитель творческой мастерской, режиссер, продюсер и педагог Борис Бирман, театральный критик и музыкальный редактор Томской областной государственной филармонии Татьяна Веснина, театровед, ведущий специалист Санкт-Петербургского СТД, куратор ряда петербургских фестивалей, член экспертного совета премии «Золотой софит» Марина Старовойтова. Дагестан представляла театровед Наталья Газиева. По традиции председателем жюри выступил главный режиссер Русского театра, заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров.
На фестивале «Русская сцена» нет победителей и побеждённых, жюри не выносит оценок: дискуссия и аналитика – вот в чём состоит его работа. Эксперты обсуждали с труппой каждый спектакль после показа, высказывали своё мнение, выслушивали ответные аргументы. Взгляд со стороны всегда важен для творческого человека – в этом и состоит одна из задумок этого фестиваля-лаборатории.
Хедлайнером фестиваля стал Московский драматический театр имени Марии Ермоловой, представивший на суд дагестанского зрителя и судей фестиваля спектакль «Приглашение на казнь» по роману Владимира Набокова, в постановке заслуженной артистки России, лауреата Государственной премии России Марины Брусникиной.
Дагестан и Русский театр связывают с театром им. М. Ермоловой особые отношения. В годы Великой Отечественной войны артисты театра были в эвакуации в Махачкале, работали на сцене старого здания театра. Воспоминания одного из актеров театра им. М. Ермоловой о тех годах можно прочитать у нас на сайте: https://dagjur.com/u-starogo-teatra/
Показ в Махачкале стал дебютным для Егора Абрамова, вышедшего на сцену в главной роли – Цинцинната Ц. Кроме того, в постановке участвовал наш земляк, выпускник Дагестанского колледжа культуры и искусств им. Барият Мурадовой и ГИТИСа (курс О.Е. Меньшикова), а ныне артист театра имени Марии Ермоловой Хасбулат Татаров.
На сцене – то ли тюремная камера, то ли фойе театра, то ли крематорий, то ли очертания конструктивистского здания, с огромными квадратными колоннами-выступами, из которого хочется сбежать. Но другого пространства в мире, созданном Владимиром Набоковым, нет. Для свидания Цинцинната с его женой в камеру приносят мебель, и она оказывается напечатанной на картоне декорацией, олицетворяя бездушный цинизм времени. Спектакль с неизменным успехом был показан два раза, в первый и второй дни фестиваля.
2 октября Иркутский академический драматический театр имени Николая Охлопкова порадовал зрителей поэтическим спектаклем «Голос русской поэзии. Пушкин: Любовь. Болдино. Карантин» в постановке заслуженного работника культуры Тувинской АССР Галины Турчаниновой. Постановка создана по стихам, письмам и воспоминаниям Пушкина, связанным с пребыванием в Болдино.
В основу сюжетной линии этой оригинальной постановки положен удивительный период жизни творца – Болдино, 1830 год. Александр Сергеевич приехал, чтобы решить вопрос с наследством, он хочет жениться и всеми силами стремится к своей возлюбленной. Но начинается карантин, и поэту приходится ждать возможности вернуться в Петербург.
В этом томительном состоянии рождаются восьмая и девятая главы романа в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», 30 стихотворений, все четыре пьесы для чтения «Маленькие трагедии». Атмосфера творческого и эмоционального накала – особенность спектакля иркутян.
3 октября на Малой сцене Русского театра народный артист России, лауреат Государственной премии России Евгений Князев построил «Дом из стихов». На сцене он был один, тем не менее, постройка удалась!
Получился не моноспектакль, а именно «стереопередача» эмоций зрителю и обратно – Евгений Владимирович становился то остроумным рассказчиком, то трибуном и философом, то экскурсоводом по дому поэта.
«Дом из стихов» посвящен русской поэзии ХХ века, он строится Евгением Князевым из любимых строк Владимира Маяковского, Николая Асеева, Давида Самойлова, Марины Цветаевой, Ярослава Смелякова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского и других авторов.
— Хватит с нас поэзии и драмы! — обрадовались зрители в предвкушении нестареющей классики, когда в тот же день Иркутский академический драматический театр имени Николая Охлопкова представил спектакль «Двенадцать стульев» в постановке Андрея Любимова.
В этот раз произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова трансформировалось в водевиль. Беспризорные, фрейлины, дворники, советские граждане – все пускаются в пляс, с мётлами, деревянными ложками, чемоданами и зонтиками. Артисты прекрасно поют, их музыкальные номера становятся украшением спектакля.
Среди наиболее искрометных номеров – дуэт Бендера и Воробьянинова «В бананово-лимонном Сингапуре», хоровое исполнение старушками из приюта песни «У кошки четыре ноги», «Маленькая балерина» в интерпретации мадам Петуховой. И, конечно, самым удачным из них стал, на мой взгляд, разудалый танцевально-вокальный номер умирающей тещи.
На следующий день, 4 октября зрителей ждало такое же «меню»: сначала моноспектакль, в вечерней программе – комедия.
Моноспектакль «Такие не детские басни» представил на Малой сцене Русского театра заслуженный артист России и Дагестана Михаил Морозов. В этом спектакле актер предложил свой, оригинальный взгляд на басни Ивана Крылова.
Он выбрал менее известные басни, многие, возможно, и читали их, но увидели на сцене в совершенно новом свете. Зал замирал, вспоминая прочитанные в детстве немудрёные, на первый взгляд, тексты, и в следующее мгновение заходился смехом – так зажигательно звучали классические строки в исполнении мастера.
Вечером на сцене Кумыкского театра – спектакль «Три плюс кот»! Пермский академический Театр-Театр, запомнившийся нам по прошлому фестивалю моноспектаклем «Вертинский», и в этот раз не подкачал.
Искрометная история о любви по сценарию Евгения Шестакова, знаменитого писателя-сатирика, автора монологов Шифрина, Хазанова, Евдокимова и других эстрадных артистов, в постановке Бориса Мильграма никого не оставила равнодушным.
Всё действие происходит в цирке-шапито, герои – настоящий «мужчина-кот» (некоторые детали его костюма не оставляли в этом сомнения), его хозяин, подруга хозяина и бывшая жена хозяина. Как вы понимаете, в такой компании зрителю просто не может быть скучно. Спектакль получился легким, жизнерадостным и в то же время поучительным. Он заставляет задуматься, что происходит исподволь, незаметно: вроде бы ты и не напрягался, а в голове что-то изменилось. А на котов и вовсе начинаешь смотреть иначе: лучше их понимать. Кота великолепно сыграл Михаил Чуднов.
5 октября настала очередь кавказских театров. Русский музыкально-драматический театр из Назрани (Республика Ингушетия) привёз на фестиваль спектакль «Доходное место» Александра Островского в постановке Ахмеда Льянова.
Так сложилось, что в этот раз на фестивале были представлены две постановки по пьесе Александра Островского. Дагестанским зрителям представилась возможность оценить методы двух режиссёров, игру разных трупп.
Постановка гостей из Ингушетии была выдержана в классическом ключе: сценография, декорации, костюмы – всё выполнено в строгом соответствии с эпохой. Все персонажи как на ладони, во многом благодаря костюмам. Видны и считываются и Вышневский, и суматошная маменька девиц на выданье, охочая до зятьёв в зелёных мундирах, да и все остальные.
Следующий театральный день, 6 октября, начался совсем не классически. Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики привёз нам нечто весьма интересное: спектакль «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира в постановке Елены Кузиной поразил всех экспериментальной экстравагантностью, насыщенным визуальным рядом.
Особо запомнилась Мариям Халкечева, ярко исполнившая несколько ролей. Кто-то был шокирован, кто-то обрадован, верно одно – феерия любовных страстей никого не оставила равнодушным.
Необычная, динамичная трактовка известного сюжета надолго запомнится дагестанскому зрителю. На сцене царила эклектика, нарочитые тиары повелителей эльфов и хламиды афинской знати контрастно смотрелись рядом с абсолютно современными рабочими комбинезонами и тужурками.
А после вновь «Доходное место» Александра Островского в исполнении Карагандинского русского драматического театра имени Константина Станиславского (постановка Рачи Махатаева).
Постановка казахстанцев заметно отличалась от предыдущей версии пьесы, как минимум она была на час продолжительнее. «Многоэтажная» декорация, выполненная в минималистичном стиле, тонула в бесконечном мраке, словно символизирующем состояние душ большинства героев пьесы.
Устройство декорации таково, что смена мест действия происходила очень динамично. Эта нарочитая мобильность задает общую направленность жизни персонажей: из этой жесткой и в то же время маневренной гнездовой системы вырваться невозможно.
7 октября на малой сцене Русского театра была представлена «Кроткая» Фёдора Достоевского в постановке Ирины Керученко. Спектакль Саратовского театра драмы имени Ивана Слонова вряд ли кого оставил равнодушным.
Зрители только начали рассаживаться по своим местам, а Он уже начал украшать Её на свой вкус, словно куклу. У героев этого спектакля нет имен. Он и Она. Мужчина и женщина. Муж и жена. История их любви и ненависти. Камерный формат малой сцены идеально подошёл для этой постановки, укрупнил подробности её трагических и комических обстоятельств.
Исполнитель главной роли Олег Морозов был искренен до дрожи, до слёз. И даже взгляд актёра говорил об абсолютном погружении в роль. Нельзя не отметить тот нерв, на котором сыграла свою роль Екатерина Ледяева.
Завершал фестиваль Русский драматический театр имени Максима Горького, представивший на суд зрителя спектакль «Остров Женщин» по одноимённой поэме Расула Гамзатова в постановке Скандарбека Тулпарова. Весьма символично, что «Остров Женщин» поставлен к 100-летию Расула Гамзатова, а фестиваль приурочен к 100-летию театра. Мы уже подробно писали о этой замечательной работе: https://www.dagjur.com/isla-de-las-mujeres/
Праздник театра завершился, гости разъехались. Уехал на длительные гастроли и сам Русский театр. Но конец чего-либо – это приближение к новому. До нового, IX фестиваля «Русская сцена» уже менее двух лет!
Фото автора.