Папаху оземь. Пусть пыль идёт столбом!
Дата публикации: 29.07.2024
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
2 дня назад
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
2 дня назад
Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...
2 дня назад
С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...
4 дня назад
Вроде пили не до пьяна
И плясали не в огонь,
А порвали три баяна
И ещё одну гармонь.
Как обмыть награду и не пострадать в результате? Непростой вопрос! Можно, конечно, вообще не обмывать, но кто вам позволит такую роскошь, особенно на Кавказе! Тем более, когда наградили часами «Победа». Не заставляют себя ждать тракторист Шамиль и сельский гуляка Хасраттин, намекая на застолье. Заботливая жена мигом накрывает на стол. Все сомнения снимает председатель колхоза Агъа, боднув награждённого девятимесячным животом: «Обмывать!».
И понеслась! Папаху оземь. Пусть пыль идёт столбом. И даже семижильный чабан Чархудай — виновник всего этого пиршества, днём и ночью безвылазно пасший овец, не в силах выдержать это яростное празднество. Награда становится наказанием — какая несправедливость!..
11 июля Лакский музыкально-драматический театр имени Эффенди Капиева представил на суд зрителя музыкальную комедию-гротеск с элементами буффонады «Вассалам, вакалам» по мотивам рассказа лакского писателя Магомед-Загида Аминова в постановке Руслана Ларина. Инсценировку осуществила дочь писателя, Хазина Аминова. Рассказ этот стал в 1969 году лауреатом премии «Золотой телёнок», учреждённой редакцией «Литературной газеты», клубом «12 стульев».
Колхоз, премия, часы «Победа» в качестве награды — всё это кажется нам чем-то таким далёким и нереальным, из прошлой жизни. Да, из прошлой, но нашей! Не стоит также забывать, что обстоятельства меняются, а человек неизменен в своих страстях и желаниях.
Руслан Ларин, талантливый актёр и режиссёр — представитель совсем другого поколения. Для него сюжет рассказа Магомед-Загида Амиршейховича — это именно та самая, далёкая жизнь. Тем ценнее молодой, современный взгляд на наше недавнее прошлое. В результате режиссёр подарил зрителю музыкальную комедию. Да и как не прийти к такому решению, когда в театре столько прекрасных голосов.
В первую очередь, это сладкая парочка главных героев: виновник пиршества Чархудай (Шамсутдин Капланов) и его жена Тамари (Саният Рамазанова), то и дело заводящие песню. Песни были написаны специально к спектаклю композитором Арсланом Шахмардановым на слова Магомед-Загида Аминова, к части песен слова написал сам композитор.
Художником спектакля выступил Аскар Аскаров, крупными узорными мазками создавший на сцене атмосферу горской сакли начала 70-х годов прошлого века. Тогда горский быт только начал свой цивилизационный поворот.
К уже упомянутым Хасраттину (Ислам Магомедов), Шамилю (Ибрагим Рабаданов) и Агъа (Хидирнаби Магомедов), добавляются очередные гости торжества: Баг (Малик Курбанов), Аслан (Магомед Агаров), Аьли (Адам Гайдаев) и даже Тарлан, сын Агъа (Илларкади Гаджикурбанов), который, не успев приехать из Москвы, попадает на пир. Вся эта компания, подливая себе и виновнику торжества горячительного, закатывает пир горой.
Немного сбили накал пиршества прибывшие по душу виновника торжества молоденькие корреспондентки районной газеты Зулейхат (Джамиля Закарьяева) и Мадина (Сафира Сулейманова), но, сделав своё дело, они укатили обратно в редакцию, и застолье продолжилось.
Расплата не заставила себя долго ждать — разъяренные соседки и жёны гостей пиршества Пирдаус (Халисат Батырбекова), Магьдикаят (Юлиана Магомедова) и Курбанкыз (Патимат Давидова) ворвались в дом Чархудая, окончательно превратив комедию в полноценный гротеск. Такая своеобразная режиссёрская шалость не противоречит общей реалистичной картине спектакля, к тому же раскрывает новые грани актёрского мастерства. Зритель по достоинству оценил данный ход, заразительным хохотом выставив отличную оценку действу.
Спектакль примечателен ясным и выразительным изображением той ускользающей чистоты мыслей и прямодушия, радостей незатейливого досуга и стойкости к невзгодам, которые присущи жителям глубинки. Он разворошил воспоминания о бабушках и дедушках, в чьей жизни бывали похожие сюжеты — воспоминания о них передаются из уст в уста, благодаря чему и совсем молодые люди наверняка слышали о ситуациях, которые по истечении лет вызывают только улыбку. Деревенская комедия — это беспроигрышный вариант для любой сцены, ведь все мы оттуда, из села, хоть зачастую считаем себя насквозь городскими.
Новый для Руслана Ларина опыт оказался весьма удачным, национальная драматургия, с которой он работал впервые, дала весьма неплохой результат.
Заглавный рисунок: иллюстрация к рассказу «Васалам-вакалам» из сборника «Клуб 12 стульев» (М.: Искусство, 1973).
Фото автора.