«На память моей подруге…» | Журнал Дагестан

«На память моей подруге…»

Дата публикации: 21.02.2022

Галина Киреева (г. Минск)

Профессор жизни Литература

Гастан АгнаевНародный писатель Осетии, лауреат Государственнойпремии им. К.Л. Хетагурова, лауреат премииим....

4 дня назад

Слово о Сулеймане Культура

16 апреля в Галерее дома Поэзии состоялось открытие выставки «Слово о Сулеймане», приуроченной к 155-летию со...

4 дня назад

От смеха до любви Культура

В середине апреля, ровно посередине весны, в Махачкалу в гости к Лакскому театру приехал Кабардинский...

7 дней назад

Гора Казбек Литература

Залина БасиеваПоэт, переводчик, член Союза писателей России, руководитель секции поэзии Союза писателей...

7 дней назад

Гимназический альбом из Петровск-Порта

В 2012 году Национальная библиотека Беларуси приобрела гимназический (школьный) альбом с посвящениями Варваре Григорьевой из Петровск-Порта (Махачкала). В альбоме содержатся надписи — с 1905 по 1910 г. — подруг и одноклассниц владелицы альбома.

Литература «альбомного жанра» получила распространение в России в конце XVIII— начале XIX в., кудапришла из Германии. Литературные альбомыпушкинской порыизвестны и исследованы достаточно глубоко, в них имеется много автографов знаменитых людей этой эпохи. Тогда же их пробовали осмыслить как историко-культурное явление и классифицировать. Как и любое явление, интерес и увлечение альбомами носили волнообразный характер. К середине XIX в. наступило угасание альбомной культуры, которое вновь возродилось на рубеже XIX–ХХ вв.[1, с. 5–7].

В настоящее время выделяетсячаще всего несколько разновидностей альбомных форм: альбом—собрание автографов, альбом—собрание текстов, литературно-бытовой альбом или альбом в собственном смысле слова.«В качестве историко-культурного явления альбом несёт информацию, позволяющую реконструировать черты культуры того времени, обычно трудно поддающиеся учёту, поскольку они относятся к устной сфере общения, а также к области человеческого восприятия и функционирования литературы»[2, с. 36].Запись в альбоме зачастую носит сиюминутный характер, в ней присутствуют и адресат, и пишущий в альбом человек. И часто в этом случае вписываются стихи-экспромты, стихи на «случай». Смысл альбомной записи несёт не только содержание, но и стоящие за ними отношения.«Устойчивые формулы характеризуют массовую альбомную культуру; их более всего в провинциальных альбомах, хотя их отнюдь не чуждаются и представительницы более образованных слоёв»[3, с. 7]. В.Э. Вацуро полагает, что это понятие «в высшей степени условное, за которым скрываются далеко не однородные явления. Правда, он сохраняет устойчивые типовые черты и ту степень «непрофессиональности», «домашности», которой обычно не имеют светский и салонный альбом и альбом литератора»[3, с. 49].

Литературно-бытовые или массовые, к которым можно отнести и школьные альбомы, в нашем случае гимназический,не частовстречаются в библиотеках нашей страны (Белоруссии.Ред.), редко являются предметом коллекционирования. Однако изучение их представляет определённый интерес, в них раскрываются литературные и дружеские пристрастия, привязанности и взаимоотношения.Такие альбомы характеризуют культурный уровень гимназистов начала ХХ в. ивсегда вызывают живой интерес при чтении иногда совершенно непритязательных и банальных текстов, но пропитанных дружескими чувствами.

Именно таким гимназическим альбомом является небольшой,как его условно назвали при приобретении для фондов Национальной библиотеки Беларуси в 2012 г., «Альбом для записей Варвары»[4].Это небольшой «девичий» альбом размером 94х152 мм, насчитывающий 43 листа на плотной лощёной бумаге разного качества и цвета (89х145 мм). Книжечка помещена в картонную обложку, поволоченную фиолетовым плисом (бархат). Форзацы сделаны из белой бумаги под муар. Сохранилась застёжка из латуни, обрез позолочен. На верхнюю крышку переплёта вверху, слева наклеена аппликация из цветной бумаги и ткани (48х61 мм).

Время не пощадило альбом, бархатная ткань потёрта и осыпается, корешок надорван, имеются следы нескольких вырванных листов.

На форзацахсохранились дарственные надписи: «На память Варичке в день //Ангела // От брата Павлуши» и «На память Варе от Поли»[5]. Вероятно, это младшие брат и сестра сделали подарок Варе17 декабря в день её ангела великомученицы Варвары Илиопольской.

Следующая надпись вновь «от Павлуши»: «На первом сём листочке // Пишу тебе четыре строчки // Живи «цвети»! // и // будь здорова!!! 1905. XII. 4» (л. 1), а на следующем листе им переписано стихотворение А.Н. Плещеева «Легенда»: «Был у Христа младенца // сад // И много роз взрастилъ // Он въ нём; // Он трижды в день их // поливал, // Чтобы сплесть венок // Себе потом…» (л. 2).Почерк надписей Павлуши ещё совсем ученический, но переписано почти без ошибок, разве что пунктуация не всегда соблюдалась, когда переписывалось это стихотворение.Ребёнок вполне мог пользоваться в этот момент учебной книгой В.П. Острогорского[6, с. 290].

На следующем листе —пожелание от Поли: «Не верь тому, в альбом кто пишет…».

Записи датируются 1905–1910 гг., написаны в Петровск-Порте (ныне г. Махачкала, Дагестан), о чём свидетельствуют подписи к посвящениям Варе: «Петровск-Порт, 1906 г. 6 час. вечера» (л. 16) —от «одноклассницы Зины Глаголевой» и «г. Петровск-Дагестанский 8 марта 1908 года» (л. 19) —от «Лизы Климовой ученицы VI класса».

Владелец альбома был установлен по подписи на л. 30: «от Ольги Богомоловой Варе Григорьевой». Вероятно, Ольга была одной из близких подруг, потому что в альбоме имеется ещё одно обращение к Варе в октябре 1910 г. (л. 18) с цитатой из А.С. Пушкина. Довольно символично, что поэт написал это стихотворение в альбом Е. Вульф:

«Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет».

Правда, О. Богомолова использовала только первые строки поэта и текст немного переделала: «Если жизнь тебя обманет, // Не печалься, не грусти // В жизни много ведь осталось // Счастливых дней нам // Провести». Над четверостишием автор поместила неумелый карандашный набросок с изображением странной птицы и маленького цветка и подписалась, чтобы не было сомнений, чей рисунок.

Женская гимназия открылась в Порт-Петровске в 1903 г., когдацарские власти удовлетворили многолетние настойчивые ходатайства местного дворянства, буржуазии, состоятельных чиновников об открытии в городе среднего учебного заведения для девушек[7]. Мужские и женские гимназии имели в то время 8 классов. В первые классы принимались дети 10–12 лет[8, с. 301]. Записи в альбоме сделаны ученицами 3–6 классов, поэтому можно предположить, что в основном подругам и одноклассницам Вари было 13–16 лет.В большинстве записей содержались заверения в любви, вечной дружбе, памяти: «Будешь помнить и любить!» (л. 7), «От любящей тебя Е. Качоровской» (л. 36), «Не забывайте Т. Глаголеву 25го января» (л. 13) и т. д. В основном использовались поэтические строки, вероятно, из школьной программы, поэтому не было нужды подписывать посвящения—их авторов учащиеся знали. Только К. Чоборовская в 1908 г. сослалась на слова И.С. Тургенева: «Любите людей так, как я их любил» (л.43) инеизвестная Маруся на Ф. Шиллера (л. 10).

В альбом были переписаны несколько стихотворений очень популярного в то время среди молодежи С.Я. Надсона. Наверное, судьба поэта, умершего безвременно от чахотки в 24 года, впечатлила юных девушек, а его трагическая любовь к рано умершей Н.М. Дешевовой сестре товарища по гимназии, пронизывала его творчество и заставляла романтически биться сердца взрослеющих барышень, грезящих о любви (л. 12, 13, 16).

Помимо этого, переписывали стихи М.Ю. Лермонтова, А.Н. Апухтина, А.К. Шеллера, Ф.И. Тютчева, А. Псковского, Э. Губера, иногда слегка видоизменяя текст. А сочинение «Курдач и Егорушка» (л. 23–24) было подписано «Собственное сочинение Фани Мазюкиной уч. 6 класса». У неё получилась юмористическая стихотворная поэма о двух учителях в гимназии—преподавателе физики Курдаче, который «Учениц вызывает // Четвёрками не балует // Но двойками часто жалует…». Второй, «Егорушка рыжий совсем // не таков. Целый час болтает // А потом выводы делать // начинает … » и обладает прозорливостью «Непременно на ту ученицу // попадает // Которая урока не знает». Также, с юмором,Варе пишет подруга, которая не стала подписывать свой дружеский совет: «Все альбомы и стихи // Право другъ мой пустяки // И советую тебе не держать их в голове // Если хочешь быть счастливой // Ешь побольше черносливы // И тогда в твоёмъ желудке, // Разведутся незабудки // Если будешь помнить, так и без подписи не забудешь» (л. 17 об.).

В альбоме имеется несколько рисунков совершенно неумелых, но тем не менее нарисованный подругой(укрывшейся за инициалами «Е. С.») карандашом скромный букет из цветов шиповника (л. 28) над стихами, посвященными дружбе: «О, дружба, ты дороже // Всего на свете…», всё-таки говорит об умении хоть немного рисовать или перерисовывать.

За исключением брата Павлуши, в альбоме имеется ещёодна запись, сделанная рукой молодого человекаС. Тарасова в 1906 г.Это стихи: «Так взгляни на меня, чтобы страсти огнём // закипело моё ретивое, // Чтобы мог отыскать я во взоре твоём// Не упрёк, а живое участье! …» (л. 39).Возможно, стихотворение, подписанное инициалами П.Т…ов, также написано гимназистом— другом Варвары (л. 34).

Такие альбомы почти как памятная книга, ведь записи в них почти всегда начинались с обращения к конкретному лицу. В 70–90-е гг. ХХ в. среди школьниц были популярны общие тетради, в какой-то мере выполнявшие функцию альбома,со стихами и песнями.Вних записывалиизвестные песни и в основном любовную лирику, стихи Э. Асадова, К. Ваншенкина, А. Дементьева и т. д.

Действительно, школьный «альбом-песенник принадлежит числу самых массовых, распространённых жанров «неформальной» литературы»[10, с. 194].

В начале ХХI в. у девочек были популярны небольшие печатные альбомы с уже имеющейся небольшой таблицей в начале, чтобы можно было внести сведения о себе, о друзьях, а уже потом в них собирались небольшие посвящения от подруг. Такие книги-альбомы печатали ещё совсем недавно[11]. Своеобразный аромат времени несут эти записи, сделанные более 100 лет назад, погружают в лирические пристрастия молодёжи и заставляют задуматься, что стало с героями альбома в будущем, как сложились их судьбы—ведь впереди падение Российской империи, Гражданская война.

Киреева Галина Владимировна,
гл. библиограф научно-исследовательского отдела книговедения Национальной библиотеки Беларуси

Литература

1.  Корнилова А.В. Мир альбомного рисунка: Русская альбомная графика конца XVIII — первой половины XIX в. ― Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1990. — 285 с.: ил.

2.  Петина Л.И. Структурные особенности альбома пушкинской эпохи // Учёные записки Тартуского государственного университета. — Тарту, 1985. — Вып. 645: Проблемы типологии русской литературы. — С. 21–36.

3.  Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома (1750–1840-е годы) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год / Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом). ― Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1979. — С. 3–56.  

4.  Альбом для записей Варвары: рукопись. ― Махачкала (?), 1905–1910. Шифр: 11//128(026).

5.  Тексты цитируются с сохранением особенностей написания и пунктуации.

6.  Острогорский В.П. Родные поэты для чтения в классе и дома: сборник стихотворных произведений для юношества, указанных в книге В. Острогорского «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал». ― 3-е изд. ― М.: Редакции журналов «Детское чтение» и «Педагогический листок», 1903. — IV, II. — 386 с. ― (Библиотека «Детского чтения»).

7.  Режим доступа: https://studbooks.net/2037464/pedagogika/shkola_prosveschenie_dagestane_nachale (дата обращения: 01.03.2021).

8.  Народная энциклопедия научных и прикладных знаний / Харьковское общество распространения в народе грамотности. — М.: тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1912. — Т. 10: Народное образование в России. ХL, 350,[1], [1] л. карта.

9.  Ханютин А. Школьный рукописный альбом-песенник: новый успех старого жанра // Массовый успех. — М., 1989. — С. 193–209.

10.  Альбом для девочек: [личный дневник, анкета для друзей, пожелания, гороскопы, гадания, стихи, анекдоты]. ― Минск: Попурри, 2017. — 128 с.: цв. ил.