В поисках душ | Журнал Дагестан

В поисках душ

Дата публикации: 13.08.2024

Ахмедхан Кишов

Петровск 1918–1919 гг. в газетных объявлениях История

Газетные объявления более чем столетней давности дают редкую возможность окунуться в прошлое Махачкалы,...

1 день назад

Искусство как семейные ценности Изобразительное искусство

В зале Союза художников открылась выставка «Искусство как семейные ценности» живописцев династии...

1 день назад

«ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ» НА КАСПИИ: ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ Кунацкая

XXII Международный литературный фестиваль им. М.А. Волошина «ОТ ЧЁРНОГО МОРЯ – ДО КАСПИЙСКОГО» 14-22...

2 дня назад

С чего началась главная библиотека страны гор История

В 2025 году Национальной библиотеке Республики Дагестан имени Расула Гамзатова исполнится 125 лет....

2 дня назад

«Легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».

Из неонового, иссиня-чёрного мрака выскакивают полупрозрачные, светящиеся в ночи кони, запряжённые в повозку колёсами кверху. Но колёса крутятся — двое на запятках без устали трудятся над этим. Тройка скакунов в сопровождении бурого медведя под управлением возницы плывёт, словно в жерле остывающего вулкана, где всё ещё красноватым цветом светит сквозь трещины магма.

— Где происходит такое волшебство? — спросите вы.

— В волшебном мире кукол, где же ещё!

1 августа в Дагестанском государственном театре кукол состоялась премьера спектакля «Мёртвые души» по мотивам произведения Николая Гоголя, в постановке Анны Бессчастновой.

Сюжет бессмертной поэмы в прозе Николая Васильевича известен всем — это хрестоматийное произведение проходят в школе. Кажется, что удивить зрителя тут нечем, но не стоит забывать, что речь идёт о Театре кукол. И задача режиссёра и актёров сразу становится на несколько порядков сложнее: как сделать привлекательным для ребёнка совершенно не детский сюжет — пусть это даже и подросток, но при этом дать прочувствовать саму суть, заложенную автором.

Постановка начинается со своеобразного весьма мрачного пролога — суда над Чичиковым. Лица коленопреклонённого Павла Ивановича и не видать, лишь сгорбленная фигура его, накрытая потрёпанной хламидой, выглядывает из тьмы, судью же едва видно — всё внимание словам.

А следом начинается сказка — не забываем, что мы в театре кукол, и она здесь первостепенна. Мир детства ещё чистого душой Павла Чичикова в исполнении мастеров-кукловодов Ирины Шаршавиной и Любови Магомедовой — классическое кукольное представление. Но детство скоротечно, и вот на сцене — сам Чичиков (Сергей Резницкий), со своей парящей в небесах, всё ещё чистой, светящейся душой.

И завертелось. На сцену в полумраке ночи выкатывается колесница под управлением Чичикова с теми же, сидящими уже на запятках, мастерами-кукловодами, в сопровождении медведя (Олег Швецов). Посыл тут ясен: колесница символизирует путь от знания к мудрости, от невежества к просветлению, самопознанию и самореализации. Медведь же — яркий символ воскресения и перехода к новой жизни (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком).

Но новая жизнь, к которой стремится Чичиков, на поверку предстаёт погружением в пучину грехопадения. На сцену выходят ростовые куклы, буквально оживающие в руках народной артистки Республики Дагестан Екатерины Касабовой и других кукольников. Каждая кукла своим внешним видом весьма красноречиво характеризует героев постановки. Начиная от безрукого, похожего на петуха губернатора уездного города N, до жуткого Плюшкина, который напоминает череп, обтянутый кожей. Закономерным финалом нисхождения человека от добра ко злу является вознесение Чичикова во тьму, под мерцание свечей…

Создала это прекрасное в своей красноречивости сообщество и окружающий его адский антураж художник-постановщик и сценограф спектакля Екатерина Полякова. Проработанность деталей и образов, объемность декораций просто поражают. Плоскостные элементы и объёмные объекты создавали целостную и живую картину места действия.

Завораживающая инсценировка — дело рук режиссёра-постановщика, Анна Сергеевна создала на сцене магическое, почти потустороннее действо, благодаря которому комедия переросла скорее в мистификацию. Изначально было заявлено, что постановка будет следовать духу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Общеизвестно, что «Мёртвые души» композиционно построены по принципу нарастания греха, но в данном случае режиссёр пошла дальше, введя элементы мистицизма, присущего произведению итальянского мыслителя.

Музыку и песни, окончательно сплетающие в единое целое режиссёрские идеи, игру актёров и буйство фантазии художника, создал композитор Дмитрий Половников.

Спектакль «Мертвые души» Дагестанского театра кукол — показатель мастерства кукольников. Актеры играют несколько ролей, что непросто, учитывая эмоциональность и стремительный темп спектакля, но им удается не потерять ритм и слаженность. 

Отдельно хочется отметить игру Сергея Резницкого. Его роль сложная, мистическая, эмоциональная. Он единственный не занят в кукловождении, являясь центральным стержнем всей постановки. Не менее важна роль Рената Мустафина, которого не видно на сцене — кукольник почти всегда остаётся в тени куклы, такова данность профессии.

Данную постановку должны обязательно посмотреть именно подростки, и не надо бояться, что кто-то может не понять, не считать образы и посылы — недостатки и пороки общества здесь вскрываются не в злодейских поступках, а в обыденных вещах и поступках героев, что упрощает понимание. Красота и глубина образов и декораций вкупе с мистическим духом постановки будут привлекательны для данной возрастной категории.

Для детей, уверен, что и для их родителей это новое прочтение давно знакомых «Мертвых душ» станет открытием. У дагестанских кукольников получился вполне «взрослый» спектакль, который станет визитной карточкой театра.

«Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором».

Фото автора.