Лакские мухаджиры на территории Имамата. Новые данные о переселенцах из Газикумухского ханства
Дата публикации: 17.05.2022
Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан!» уже в девятый раз собрал профессиональное и любительское...
7 часов назад
* * * Уже в 1958 году при проектировании корпуса Дагестанского женского педагогического института (сейчас...
7 часов назад
Художники-педагоги — новое явление в жизни советского общества 30-х годов прошлого века. Их горячее желание...
1 день назад
Дагестанский государственный театр кукол удостоен Гран-при XXV Международного фестиваля профессиональных...
1 день назад
Несмотря на то, что лакцы стояли у истоков движения за создание Имамата, непосредственно в его состав лакские селения на постоянной основе не входили за исключением Ури-Мукарского участка. Вместе с тем предпринимались усилия по включению территории Газикумухского ханства в состав Имамата
Газикумухское ханство в составе имамата
Первая и наиболее удачная попытка такого рода имела место в 1842 году. Основанием для решения имама Шамиля расширить территорию Имамата за счёт включения в его состав Газикумухского ханства послужили не только прошения к нему от отдельных лакских общин, но и переход на его сторону представителя газикумухской ханской фамилии — Хаджи-Яхьи. В начале марта к Кумуху начал своё движение сам имам Шамиль, из селения Голотль перейдя в Карах через Гидатль. Включив здесь отряд карахцев в состав своего войска, он быстрым ходом через Мугурух зашёл в пределы Газикумухского ханства и 18 марта занял селение Бухти. Тогда же управлявший ханством Махмуд-бек отозвал из Бухти командовавшего там милицией Касим-бека, и милиционеры, оставшись без начальника, без единого выстрела перешли на сторону Шамиля.
Утром 21 марта Шамиль оставил Бухти и двинулся к Кумуху. Гарун-бек и Махмуд-бек, находившиеся с милицией на высотах вокруг Кумуха, не приняли никаких мер к отражению имама Шамиля. Посланный русским офицером к Махмуд-беку двоюродный его брат Агалар-бек застал уже процесс передачи позиций Шамилю. Вскоре Шамиль включил в состав Имамата «город» Кумух. Махмуд-бек сын Тагир-бека объявил российскому гарнизону, что большая часть милиционеров разбежалась и что оставшимся в малом числе возможно было держаться против превосходящих сил Шамиля только в каменном замке, принадлежавшем ханше Уммукусум. В ожидании подкрепления от генерал-майора Фези из Самурского округа командир гарнизона занял этот замок и, насильно удерживая упомянутую ханшу в качестве заложницы, стал дожидаться помощи. В это же время туда прибыл адъютант Фези — князь Орбелиани с 24 нукерами из Мехтулы, посланный узнать о положении дел в Кумухе. В этой ситуации Махмуд-бек и его сын Гарун-бек 22 марта заявили засевшим в замке солдатам, кюринским и мехтулинским милиционерам, что в условиях окружения их войском Шамиля они вынуждены сдаться. В результате вечером того же дня замок был сдан имаму вместе со всем находившимся там отрядом. Шамиль распустил домой кюринскую милицию.
В итоге лакцы в большинстве своём признали власть Имамата. Шамиль практически без боя занял Кумух и, назначив наибом Хаджи-Яхью, вернулся в Дарго. Когда имам уходил из Кумуха, он приказал наибу Абдурахману из Караха оказать помощь Хаджи-Яхье в установлении дел и управлении Кумухом, а также временно оставить у него муртазеков и всадников из Карахского наибства. Однако, согласно Мухаммадтахиру ал-Карахи, «Яхья-хаджи оказался плохим администратором: он не придерживался никаких порядков, никаких правил, никакой дисциплины… без всякого согласования своих действий с общей целью мюридов». При приближении российских войск никакого сопротивления Яхья-хаджи не смог оказать, и они без боя заняли селение Шовкра. В результате приверженцы наиба Хаджи-Яхьи рассеялись, а сам он бежал. Генерал Аргутинский, двигаясь из агульского сел. Рича с четырьмя батальонами солдат, горной артиллерией и несколькими сотнями всадников милиции, 12 мая занял Кумух. Попытка Шамиля отбить Кумух не увенчалась успехом. Более того, имам был вынужден разместить войска в Мукратле и Карахе, чтобы Аргутинский не смог занять эти наибства.
В долине Бец-ора
В результате неудачи проекта включения лакских селений и самого города Кумух в состав Имамата мюридам из этих земель в мае 1842 г. пришлось переселиться на территорию, подвластную Шамилю. Эти мухаджиры, вероятно, в том же 1842 г., основали поселение в долине реки Бец-ор, в местности Мукрух. Хаджи-Али из Чоха называет его «Бук-Мухаммадил кули», т. е. «хутор Бук-Мухаммада», называя его именем лакского мухаджира, наиба.
Ядром этого поселения мухаджиров стали семьи двух братьев из Кумуха. Они происходили из влиятельного кумухского тухума, из которого традиционно назначались кадии. Как удалось выяснить Т. Айтберову, одним из представителей этой знатной фамилии был Мамма-кади, у которого в начале XIX в. родился сын по имени Амин. Аслан-хан Казикумухский стал преследовать его за оказание поддержки сторонникам имама Шамиля. В результате несколько его сыновей совершили хиджру на территорию Имамата. Один из сыновей Амина, по имени Иса, став мюридом шейха Джамалуддина, воевал в рядах войск Имамата и погиб в местности «Залтавалу», расположенной, вероятно, на границе аварцев с лакцами. Другого сына Амина, также ставшего мюридом Шамиля и участвовавшего в боях против Российской империи, звали Мамма. Получив ранение в одном из сражений, он скончался в аварском селении «Бацарух» (местность Бецор).
Третьего сына кумухца Амина, также ушедшего на газават — к мюридам, причём во времена ещё Аслан-хана, звали Хабибулла. Он погиб в одном из сражений и был тогда же «похоронен» на горе «Шала-зунту», которую следует локализовать на границе Лакского района с Рисором. Сыновья Амина приходились двоюродными племянниками наибу Бук-Мухаммаду. В его отряде состоял и четвёртый сын Амина — Сулайман. Рядом с последним сражался Ажанимухаммад — бывший нукер правителя Казикумухского ханства Абдурахмана «Сурхайханова». Оба они приняли участие в знаменитом Кайтагском походе Бук-Мухаммада, причём их товарищами были тогда Абдулла Рашкуев и Курбан Канкуев.
Один из 5 тухумов в селении Тлярош образован вышеназванными мухаджирами из Кумуха и носит название МамагIисалал (авар. — «Мамма-Исаевы») — от имён братьев Мамма и Иса, сыновей Амина, внуков Мамма-кади. Они поселились в местности Бецор, там умер в 1274 г. х. (начался 21.08.1857 г.) и похоронен Мамма. Потомство братьев после окончания войны в 1859 г. поселилось в Тляроше и образовало тухум, названный в их честь.
В ущелье Бецор, в местностиБукъмухIамадил коло (авар. «на хуторе Букмухамада») расположено небольшое кладбище кумухских мухаджиров, живших здесь в 1842–1859 гг.
«Это могила покойного, прощённого Мамма-хаджи сына Амина из Кумуха (ал-Гъумукъи), да помилует их Аллах. В 1274 году (начался 21.08.1857 г.)».
«Это могила покойной мухаджират (совершившей хиджру; переселение) — Айшат дочери Ибрахима, да помилует их Аллах, прощающий. Упокоилась в 1275 году (начался 10.08.1858 г.)».
«Это могила Райханат дочери Мамма — мухаджира».
Статистика по лакским мухаджирам
В Центральном государственном архиве Республики Дагестан содержится дело, в котором имеются сведения о лакских мухаджирах, составленные в начале ХХ века неизвестным лицом. В нём утверждается, что основная часть лакцев выехала на территорию Имамата и в «другие местности» в 1266 г. х. (начался 16 ноября 1849 г. и длился до 4 ноября 1850 г.).
Честно говоря, такая датировка не исключается, но вызывает сомнения. Как указывает в своём исследовании доктор исторических наук Ахмед Курбанов, в 1850 г. имам Шамиль вновь попытался овладеть Кумухом, с этой целью из Чоха был послан небольшой отряд мюридов в аул Камаша для разведки сил противника. Однако к тому времени царский гарнизон в Кази-Кумухе был усилен, и имам не решился захватить его. Шамиль пытается воздействовать на Агалар-хана через посредников.
Влиятельный в Дагестане религиозный деятель шейх Джамалуддин Газикумухский письменно обращается к хану с наставлением: «…некоторые правители совершают беззаконие, захватывая у людей их имущество. Я сделал им строгие нарицания [порицания] и заставил подчиняющихся мне вернуть отобранное ими имущество законным владельцам. Имам Шамиль не только разрешил свободный проезд людям с вашей стороны, но и вменил наибам в обязанность ограждать их безопасность. Если ты последуешь этому и разрешишь народу уходить по своим надобностям, то это будет для них большим облегчением. Ты совершишь благородное дело. Но на это воля твоя. Что же касается Шамиля, то он не терпит обмана и вероломства. Он приказал наибам беспощадно пороть тех, кто причиняет народу зло».
Возможно, переселение произошло в результате послаблений, сделанных Агалар-ханом, но нам такая трактовка представляется сомнительной. Более вероятно, что это количество переселившихся за весь период существования Имамата.
Возвращаясь к сведениям вышеуказанного архивного дела, отметим, что согласно этим данным, всего выселилось из лакских селений за указанный период XIX века 360 семей, из них 179 «к Шамилю», т. е. на территорию Имамата, и 181 — «в другие местности». Ниже представлен список селений и количество выселившихся оттуда жителей. Первая цифра — это количество семей мухаджиров, переселившихся на территорию Имамата, а вторая — «в другие местности» на территории Дагестана и частично — за его пределы.
Унчукатль — 25/70.
Кара — 17 / 0.
Бахикла — 16 / 3.
Кунды — 11 / 3.
Дучи — 13 / 0.
Чуртах — 12 / 11.
Хулисма — 22 / 23.
Халабки — 10 / 10.
Табахлу — 10 / 0.
Гуйми — 9 / 0.
Чукна — 6 / 0.
Куба — 4 / 4.
Кума — 0 / 7.
Шахува — 3 / 0.
Убра — 7 / 15.
Марка — 3 / 15.
Хуты — 3 / 3.
Ницовкра — 4 / 6.
Гуши — 2 / 3.
Кулущац — 4 / 10.
Кацран — 0 / 3.
При этом в данном списке нет Кумуха и других крупных селений Газикумухского ханства, то есть этот список — далеко не исчерпывающий документ по статистике такого рода.
В другом документе из того же дела под названием «Мухаджиры Шамиля» приводятся имена некоторых переселенцев на территорию Имамата.
Из Кумуха указываются следующие мухаджиры: Сеид-Гусейновы (потомки пророка Мухаммада) — шейх Джамалуддин с семьёй своего брата и своими 4 сыновьями Абдурахманом, Абдурахимом, Мухаммад-апанди и Бадави; зять Джамалуддина — Гурмук-Бутта; Исак Айгунов; Нурадин с сыном Абунайда и родственником Гасан-Гусейном; Катиб и Агида Батаровы.
Вышеуказанные лица, по мнению составителя списка, являются сейидами.
Из числа представителей фамилии газикумухских ханов приводятся следующие лица: братья Башир-бек и Яхья-хаджи — сыновья Тахира; брат Аслан-хана и двоюродные братья Агалар-хана. С Баширом были и его сыновья Абдурахман и Фатаали. Последний впоследствии вернулся обратно и стал нукером Агалар-хана, а Башир, Яхья-хаджи и Абдурахман стали наибами Шамиля.
Из селения Дучи: Халил-бек с братом. Из Кумуха: Абдулкарим-бек.
Отдельно приведён список мухаджиров из числа лакских узденей:
Из Кумуха: Бук-Мухаммад, Ажамил Мухаммад, Биру Мухаммад, Никай, Абдулвагаб Рашкуев, Перил Ибрагим, Малла-Юсуп, Акикаев, Абдулкарим, Мирза Сулейман, Ахмади Бутта, шейх Тукул Шулуев, Магомед Халилов, отец будущего генерала Халилова, с братом Абдулкадиром.
Из Табахлу: Мухаммад-апанди Ханов, Кацал Хаджи, Мандаровы.
Из Унчукатля: Абид, Абдулхалик-хаджи.
Из Камаша: Сайдул.
Из Гойми: Мухаммад-апанди, у которого глаза были выколоты ханом.
Из Хурукра: Омар, Хуна Мухаммад-апанди.
Из Кунды: Кагин-Курбан, Хапара Мирза.
Оседали они в различных местах. Военная и интеллектуальная элита оседала в Дарго — столице Имамата, где занимала ведущие посты в административном аппарате управления государством. Другие мухаджиры оседали в различных населённых пунктах, где у них имелись кунаки или связи. Третья часть образовала свои населённые пункты, как например в ущелье реки Бец-ор, т. е. на территории, ныне входящей в состав Чародинского района.
Список хозяйств лакцев, покинувших в 1266/1849/ году свои аулы и переселившихся в другие местности.
Название селений | Количество переселившихся хозяйств | |
к Шамилю | в другие местности | |
Куба | 4 | 4 |
Чукка | 6 | − |
Кума | − | 7 |
Багаклю | 16 | 3 |
Унчугатль | 25 | 70 |
Кара | 17 | − |
Кунды | 11 | 3 |
Гойми | 9 | − |
Шахува | 3 | − |
После падения государства Имамат значительная часть лакских мухаджиров вернулась на родину, немало их постепенно переселились на территорию Османской империи, где основали свои селения в Карсском вилаяте или обосновались в Стамбуле и других городах. Однако было и немало лакцев, которые навсегда решили остаться в тех аварских селениях, где они нашли приют во времена Имамата. Выше мы приводили пример с семьёй кумухских кадиев, обосновавшихся в селении Тлярош. В селении Килятли Гумбетовского района мне встречались потомки другого лакца — мухаджира Гуда из селения Багикла. Потомки этого Гуда и поныне проживают в селении Килятли, а также в селении Новочуртах Новолакского района. При желании, конечно, таких примеров можно привести десятки. Однако приведённых вполне достаточно для того, чтобы охарактеризовать исследуемый процесс и получить представление об основных особенностях этих миграций.