Капиев, Булгаков, Егор Тимурович, письменный стол и лампа | Журнал Дагестан

Капиев, Булгаков, Егор Тимурович, письменный стол и лампа

Дата публикации: 21.02.2022

Гаджиев Марат Алилович

Непостоянство памяти История

В Махачкале с каждым годом становится всё меньше исторических построек, старый город постепенно исчезает....

3 дня назад

ИТОГИ XXII МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ВОЛОШИНСКОГО... Литература

ПОЭЗИЯ«При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» (рукопись неопубликованной поэтической книги) – номинация...

3 дня назад

Петровск 1918–1919 гг. в газетных объявлениях История

Газетные объявления более чем столетней давности дают редкую возможность окунуться в прошлое Махачкалы,...

6 дней назад

Искусство как семейные ценности Изобразительное искусство

В зале Союза художников открылась выставка «Искусство как семейные ценности» живописцев династии...

6 дней назад

Капиев, Булгаков, Егор Тимурович, письменный стол и лампа

Доктор филологических наук, преподаватель, писатель Мариэтта Омаровна Чудакова. Несколько лет назад она была председателем жюри Дагестанской книжной ярмарки «Тарки-Тау–2014».

Мариэ́тта Омаровна, рождённая как Хан-Магомедова, появилась на свет 2 января в страшном 1937 году в Москве. Отец — военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов — родом из Дагестана, выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии, а мама — Клавдия Васильевна Махова, педагог дошкольного образования. У них была большая семья: братья Джан-Булат и Селим и сёстры-близняшки Бэла и Инна. Селим Хан-Магомедов стал известным архитектором и историком архитектуры, Инна Мишина — директором Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире». Творчество Булгакова стало большой частью жизни самой Мариэтты Омаровны.

В 1959 году она окончила филологический факультет МГУ. Первые её публикации вышли в 1958 г. Два года в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу.

Начало шестидесятых связано с первыми поездками на родину — в Дагестан. В 1964 году, после окончания аспирантуры, она защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева». Мариэтта Омаровна рассказывала, что те поездки оставили в её памяти противоречивые чувства. С одной стороны, трагическая биография Капиева, общение с родственниками, Натальей Капиевой, погружение в письма самого писателя и удовлетворение от издания книги в серии «ЖЗЛ». С другой — она никак не может избавиться от некоторых неприятных эпизодов поведения горцев по отношению к ней, молодой девушке. «У меня перед глазами всегда был образ отца, который всё моё детство олицетворял настоящего мужчину, горца. Слово — кремень… Я уезжала из Дагестана и думала, что, наверное, больше не вернусь».

Эти слова Мариэтта Омаровна эмоционально высказала мне по телефону, когда я приглашал её к нам на книжную ярмарку «Тарки-Тау». Она как будто давно ждала такого вот звонка с родины отца. Я, безусловно, читал её книги и слышал лекции в цикле передач «Академия» по телеканалу «Культура». Но представить себе не мог, что на меня выльется давняя обида этой гениальной женщины.

Впрочем, когда мы перешли на переписку, всё это куда-то улетучилось, и мы подружились, стали вместе планировать мероприятия на ярмарке, поскольку она — человек принципиальный и любит заниматься делом.

У меня до сих пор перед глазами картина прибытия Чудаковой в Махачкалу. Возле Национальной библиотеки им. Расула Гамзатова остановился джип с прицепом. Она приехала со своим бессменным помощником-водителем Андреем Мисиным. Высокий мужчина, прошедший Афган, сопровождает её в поездках по просторам России. А выезжала она в регионы, как выяснилось, довольно часто. Это встречи в школах, открытые уроки по литературе и русскому языку со школьниками. Она провела небольшую олимпиаду и с нашими ребятами в библиотеке. И результаты очень удивили её. Она готовилась к худшему, но школьники показали достойные результаты. Как пояснила тогда Мариэтта Омаровна, все эти материалы она готовит для своей новой книги, поэтому записала фамилии лучших учеников.

Следующее удивление вызвала её ответственность за порученную на ярмарке работу. «Раз я председатель жюри, то должна досконально изучить представленные на конкурс книги. — И попросила поднять всю эту гору в её гостиничный номер. — Мне для работы нужны письменный стол и настольная лампа», — безапелляционно заявила она дежурной по этажу. В глазах горничной я увидел удивление, переходящее в испуг. На три дня мы подняли в гостиницу «Ленинград» небольшой письменный стол из библиотеки.

Её жаркий спор на совете жюри и твёрдое решение по победителям, а ещё замечания по ведению церемонии закрытия ярмарки, сделанные лично мне, до сих пор в ушах звучат. «Не озвучить, а огласить список победителей, Марат».

Что ещё важного в её характере? Она боец, и это стало понятно во время дружеского застолья — запела любимую песню отца «Вихри враждебные». Она дружила с Егором Гайдаром и написала про него книгу. Написала цикл книг для детей по возрастам.

В Махачкалу приехала не с пустыми руками. Джип Андрея Мисина был забит под завязку её книгами, которые она передала библиотекарям республики бесплатно.

Возвращаясь к Михаилу Булгакову, надо заметить, что Мариэтта Омаровна работала с рукописями, которые предоставляла супруга писателя, и её исследование является просто уникальным.

Научные работы М.О. Чудаковой: «Эффенди Капиев» (1970), «Мастерство Юрия Олеши» (1972), «Беседы об архивах» (1975), «Поэтика Михаила Зощенко» (1979), «Рукопись и книга», рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей (1986), «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988), «Литература советского прошлого» (2001).

Художественные произведения:«Мирные досуги инспектора Крафта», рассказы (2005), «Дела и ужасы Жени Осинкиной», путешествие в трёх томах, а также последующие необычные, ужасные и счастливые истории, случившиеся с ней самой и её друзьями (2005–2007), «Не для взрослых. Время читать! Полка первая» (2009), «Не для взрослых. Время читать! Полка вторая» (2009), «Не для взрослых. Время читать! Полка третья» (2011), «Егор: биографический роман. Книжка для смышлёных людей от десяти до шестнадцати лет» (2012).

Мариэтта Омаровна, я надеялся, что ещё раз увижу вас в Махачкале…

В 2017 году мы провели в Национальной библиотеке мероприятие, посвящённое её 80-летию. Предварительно я позвонил в Москву и попросил её записать нам видеообращение на 20 минут. Отправил племянника, живущего в столице, поручил ему сделать запись на столько минут. Он записывал больше часа! «Я просто не имел права её прерывать!»   

Через год на фестивале Нон-фикшн я общался с ней последний раз. Это был короткий диалог. «Давайте поговорим позже, у меня к вам разговор» — Мариэтта Омаровна с книгами в руке стремительно шла в сторону зала презентаций, а вместе с ней, и чуть позади двигалось человек двадцать. Замыкал это шествие Андрей Мисин. Он крепко пожал мне руку — видимо, не забыл дорогу в Дагестан и наш кофе в «ЗМ». С Мариэттой Омаровной разговаривалось не просто — она категорична и настойчива. Политика, права человека, Гайдар… Я старался ничего не утверждать, поскольку часто «не попадал в ноту», и тогда возникала буря под названием Мариэтта, которая сотрясала это небольшое заведение. Равновесие добавлял Андрей, который сидел спокойно с невозмутимым видом, и в его глазах читалось: «Всё нормально, обычный разговор».

2 января 2022 года Мариэтте Омаровне исполнилось бы 85 лет. Она умерла 21 ноября в «Коммунарке», где больше десяти дней за её жизнь боролись врачи.

От всего Дагестана выражаю глубокие соболезнования семье и близким Мариэтты Омаровны. Пусть земля ей будет пухом.