Капаницын, Юнусилау: у истоков дагестанского изобразительного искусства
Дата публикации: 02.10.2024
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
4 дня назад
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
4 дня назад
Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...
5 дней назад
С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...
6 дней назад
Художники-педагоги — новое явление в жизни советского общества 30-х годов прошлого века. Их горячее желание открыть детям нового мира прекрасное было основано обычно на личных убеждениях и энтузиазме — безвозмездном горячем служении идее, столь востребованном в 20–30 гг. ХХ века (и столь дефицитном в наше рациональное время). Надо признать, что застрельщиком работы в этом направлении («Советский человек должен быть всесторонне развит и гармоничен!») выступило государство: в СССР были организованы Дома художественного воспитания. Эта инициатива была реализована во многом благодаря стараниям Владимира Зельдовича, секретаря наркома просвещения Анатолия Луначарского в 20-е годы.
В.Д. Зельдович был и первым директором Центрального Дома художественного воспитания детей (ЦДХВД), но речь сейчас не о нём. А о тех, кто начал эту работу с детьми в Дагестане. Это были Дмитрий Капаницын, Магомед Юнусилау, Юсуф Моллаев, Муэддин-Араби Джемал. Вот свидетельство — цитата из публикации в газете «Дагестанская правда» (1937 г.): «Занятия с самодеятелями начинались с января 1937 года, с перерывами на летние каникулы. Занятия проводят в порядке общественной нагрузки художники Джемал, Моллаев, Юнусилау, Капаницын».
Дмитрий Капаницын (1895–1961) был уроженцем Дербента, учился на художника в Ленинграде, много писал, оставил заметный след в дагестанской книжной графике. Своё особое призвание он нашел в работе с учениками. В 1935 году в Махачкале была создана детская изостудия ДХВД. Её первым руководителем и стал молодой художник. С этих дней и до конца своей жизни Дмитрий Акиндинович был всегда окружен теми, кому щедро дарил новый взгляд на мир, полный прекрасного — гармонии, цвета, изящных линий, воздуха. А еще — отеческое наставничество, помощь, дружбу.
В разные годы Капаницын руководил студией изобразительного искусства при Доме народного творчества республики, изостудии рабочей молодежи при Дагфилармонии, преподавал в четырёх учебных заведениях Махачкалы, был одним из создателей Дагестанского художественного училища, где работал в последние три года своей жизни. Учениками Д.А. Капаницына в разные годы были Владимир Марковин, Анатолий Ягудаев, Эдуард Путерброт, Гасан и Гусейн Сунгуровы, Зумруд Джандарова, Иосиф Садыков, Азиз и Абид Азизовы, Камиль Мурзабеков, Юрий Николаев, Александр Фролов и многие другие дагестанцы, ставшие и не ставшие художниками, но сохранившие благодарность своему учителю.
Александр Марковин: «В 1940 я пришел в студию к Д. Капаницыну, мне было уже 15 лет. Почти сразу мы с Дмитрием Акиндиновичем, художник и ученик, почувствовали родство душ. Он посвящал много времени нам, помогал и направлял нас в будущее. Именно по рекомендации Дмитрия Акиндиновича в 1943 г. я был принят на работу в Дагестанский краевой музей в качестве художника-оформителя. Вплоть до моего отъезда из Дагестана в 1955 году мы практически не расставалась, организовывали выставки, принимали активное участие во всевозможных творческих мероприятиях ДНТ, ДХВД, СХ Дагестана».
Абид Азизов: «Нас было два брата: я и Абдулла. Дмитрий Акиндинович был нашим вторым отцом. Как он хотел, чтобы из нас вышли художники. Я ходил босым в ДХВД, он купил мне чарыки. Деньги свои давал, когда узнавал, что наша семья бедствует. Благодаря Дмитрию Акиндиновичу наши работы — мои и Абдулы — получили место на стендах международных выставок в Нью-Йорке и Париже. Дмитрий Акиндинович был на охоте у Длинного Бугра, когда мы получили фронтовую похоронку: погиб Абдулла…Я побежал к Длинному Бугру. Мы плакали вместе. Навзрыд…»
Леонид Брузгин: «Мой отец дружил с Дмитрием Акиндиновичем. Оба были заядлые охотники. Однажды отец сказал, что я кое-что рисую. «А ну-ка давай его ко мне в ДХВД!», — сказал Дмитрий Акиндинович. И этот человек открыл мне волшебный мир изображения. Всем, что мной сделано, я обязан необыкновенно доброму и необыкновенно одаренному человеку!».
Салават Салаватов: «Мой отец не хотел, чтобы я стал художником. А Дмитрий Акиндинович увидел во мне какие-то обнадеживающие задатки. Он несколько раз приходил к нам домой и убеждал родителей. «Вы же губите талант», — говорил он им. И перестал ходить к нам только после того, как мне разрешили посещать ДХВД. Дмитрий Акиндинович для меня — институт. Он для меня — всё»
В 1937 году к педагогической работе присоединяется и Магомед Юнусилау (1907–1975). В 1938 году на летних каникулах он везет своих питомцев в горы на пленэр. Пройдёт много лет, и его ученики с восторгом будут вспоминать это увлекательное путешествие с походными мольбертами через Буйнакск, Ахатль, Чиркей, Каранай, Чиркату, Ашильту, Гимры. Участница похода Мария Каштанова: «Жили в школах, в шалашах. Девочки всегда держались рядом с учителем.
Мальчики и Магомед Каир-Магома готовили, мы помогали. Помню, чтобы мы не лазили в сады, старики приносили нам в плетеных корзинах абрикосы. Старшие мальчики сами ходили на этюды, мы же всегда с учителем. Он интересно, с увлечением рассказывал о жизни горцев, о быте, обычаях, о Шамиле и даже показывал места, где в далеком прошлом происходили битвы. Бывали в ауле Ахульго, прошли через Гимринский перевал». В памяти их учителя и наставника были ещё свежи собственные впечатления от участия в походах по горным сёлам во время культсанштурма. Во время экспедиций по районам Дагестана в горных аулах проводилась работа по ликвидации безграмотности и санитарному просвещению населения. Художники же делали зарисовки с натуры — портреты жителей в традиционной национальной одежде, их быт, сцены из сельской жизни. Магомед Юнусилау сделал множество карандашных зарисовок горцев и горянок, их нехитрого быта, увидев их стремление понять и поучаствовать в новой жизни, пришедшей в Дагестан.
Рисунки художника — уникальный документальный материал, который рассказывает о событиях почти столетней давности, приближает к нам удивительные, одухотворенные лица дагестанцев — поэтов, певцов, героев, ликвидаторов безграмотности, взрослых, севших за парты, малышей, впервые идущих в сельский детский сад. Эти рисунки были представлены в феврале 2024 года в зале Культурно-выставочного центра Национального музея РД им. Алибека Тахо-Годи, где прошла юбилейная ретроспективная выставка художника Магомеда Юнусилау. По отзывам, выставка стала крупным культурным событием в республике. Не скроем, рады: была проделала большая, кропотливая работа, чтобы представить во всей полноте творческое наследие одного из первых профессиональных дагестанских художников. И выдающегося педагога, воспитав- шего не одно поколение художников Дагестана нового, ХХ века.
Изостудия махачкалинского Дома пионеров, в которой работал М. Юнусилау, становится всё более популярной и известной. Для ознакомления с работой изостудии из Москвы приезжает инспектор Центрального Дома художественного воспитания детей А. В. Щекина-Кротова. Ею был одобрен выездной пленэр и то обстоятельство, что здесь, в маленькой горной республике, возобновлен этот забытый метод этюдов на природе. Инспектор вместе с художником отбирает рисунки для выставки в Москве и в Нью-Йорке. В этом же году Магомеда Юнусилау приглашают принять участие в семинаре руководителей изостудий в Москве, где обсуждается, одобряется и внедряется во всех изостудиях метод выездных пленэров. Вокруг одарённого художника и талантливого наставника, который сумел соединить в своём отношении с учениками строгость и отеческую заботу, всегда много молодых. И не только! Все, кто хочет стать художником, кто хочет приобщиться к живописи, идут к Юнусилау. Здесь и рабочая молодежь, и студенты, и школьники, и пенсионеры. С 1960 года Магомед Юнусилау снова руководитель изостудии, но уже при Доме народного творчества. К нему, своему учителю и наставнику, приносят свои первые работы, приходят за советом, за помощью.
Его квартира всегда открыта для учеников, друзей. Несмотря на болезнь, он готовит группу учеников и сам везёт их в Тбилиси в Академию художеств. С рекомендательными письмами-характеристиками Магомеда Юнусилау студийцы едут учиться в Москву, Ленинград, Ростов, Тбилиси. Среди его учеников и соратников — известные в будущем художники: Каир Юнусилау, Камиль Кадыргаджиев, Башир Увайсов, Хаджимурад Алиханов, Владимир Марковин, Салават Салаватов, Абид Азизов и многие другие. Талантливый художник смог стать для своих питомцев и образцом человечности и ответственного отношения к выбранному делу: «Юнусилау любил детей, знал отлично характер каждого, бывал строг когда нужно, и заботлив, как отец. Сколько полезного интересного мы узнали от него, многому научились.
Главное, он привил нам любовь к искусству, которую пронесли все его ученики через всю свою жизнь, и не важно, стали они художниками или нет. Мы поддерживали с ним связь, всегда вспоминали с уважением» (М. Каштанова).