«Я любви искала и не нашла» | Журнал Дагестан

«Я любви искала и не нашла»

Дата публикации: 07.05.2023

Ахмедхан Кишов

Профессор жизни Литература

Гастан АгнаевНародный писатель Осетии, лауреат Государственнойпремии им. К.Л. Хетагурова, лауреат премииим....

3 дня назад

Слово о Сулеймане Культура

16 апреля в Галерее дома Поэзии состоялось открытие выставки «Слово о Сулеймане», приуроченной к 155-летию со...

3 дня назад

От смеха до любви Культура

В середине апреля, ровно посередине весны, в Махачкалу в гости к Лакскому театру приехал Кабардинский...

5 дней назад

Гора Казбек Литература

Залина БасиеваПоэт, переводчик, член Союза писателей России, руководитель секции поэзии Союза писателей...

5 дней назад

Можно ли найти любовь в обществе, погрязшем в пороках и страстях? Когда все вокруг вожделеют денег, плотских утех, положения в обществе, славы, наконец. Но никак не любви. Оглядитесь вокруг — не ту ли самую картину мы наблюдаем? Пороки человеческие неизменны, будь то Бряхимов на Волге, или же Махачкала на Каспии.

Кем будет в наших глазах девушка, готовая ради своей любви на всё? Да, увы, ради только своей. Ведь её не любят. Её жестоко используют. Такова Лариса Дмитриевна Огудалова, главная героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница», премьерный показ которой в постановке Аслана Магомедова прошёл 5 мая в Лакском театре.

Постановку Аслана Магомедова можно смело отнести к классической. Всё действо происходит у бесконечного дощатого забора, словно подчёркивая серость и обыденность бытия героев пьесы. Выход один — решётчатые, словно символизирующие деление на свободу и несвободу, ворота, за которыми весь мир. Там шумит Волга, там пристани и небо. Но это там, а здесь перед нами, общество, лишенное красок и чувств.

Это и понятно, так как Мокий Парменыч Кнуров (Хидирнаби Магомедов) и Василий Данилович Вожеватов (Абдул Мурадов) — богатые люди, привыкшие с утра употреблять два стакана «чая» (шампанское в чайнике за 30 рублей). А 30 рублей по тем временам — сумма не шуточная. И буфетчик Гаврила (Малик Курбанов) со слугой Иваном (Магомед Агаров) всегда рады обслужить выгодных клиентов.

Лариса (Зина Чавтараева, Марьям Шихамирова) не меркантильна. Она без ума от Сергея Сергеевича Паратова (Адам Гайдаев) и забывает от любви всякие правила приличия. Лариса готова ради него на всё — бежит за ним, забыв о нелюбимом женихе, но всё тщетно. Паратов обручён с владелицей золотых приисков. Вот она, его истинная любовь — злато!

Жениха Ларисы Юлия Капитоныча Карандышева (Руслан Ларин) тоже нельзя заподозрить в любви к невесте. Лариса нужна Карандышеву для того, чтобы потешить своё самолюбие и попасть в высшее общество. В отношениях с Ларисой он проявляет только отрицательные качества своего характера: ревность, подозрительность, эгоизм. Тётка его Евфросинья Потаповна (Олеся Щепилова, Юлиана Магомедова) пытается вразумить племянника в его попытках показаться богаче, чем он есть. Но без толку.

Мать Ларисы Харита Игнатьевна Огудалова (Саният Рамазанова) — плоть от плоти окружающего их общества. У неё нет чувства собственного достоинства. Она привыкла унижаться перед богатыми людьми и этому же учит Ларису. Она считает, что только так можно справиться с нуждой.

Сергей Паратов любит пустить пыль в глаза: по прибытию, его на берегу встречают пушечным залпом. Цыгане во главе с Ильёй (Ибрагим Мусиев) с песнями и плясками сопровождают его. Провинциальный актёр, пьяница Аркадий Счастливцев-Робинзон (Шамсудин Капланов) и вовсе состоит при Паратове в роли шута.

В день премьеры на сцену в роли Ларисы Огудаловой вышла Марьям Шихамирова. Простая на первый взгляд задача — изобразить неразделённую любовь — не так уж и проста на деле. Лариса у неё получилась нежная, загадочная и даже немного наивная.

Яркая игра Руслана Ларина была под стать яркому, салатовому фраку, в котором он появился на сцене. Карандышев в его исполнении вышел эдаким прощелыгой, без тени страдания на лице и без лишнего рубля в кармане рвущимся на олимп местного значения.

Саният Рамазанова блистала на сцене, не раз вызывая всплеск эмоций в зале. Роль жадной до денег, беспринципной молодящейся красотки ей удалась. Можно сказать, что попадание в образ было весьма точным.

Адам Гайдаев был холоден и расчётлив, порой возникал вопрос: за что же Лариса полюбила Паратова — уж точно не за деньги и тем более не за пароход, на котором он её увёз. Может за шумных цыган и пушечный залп?

Хидирнаби Магомедов и Абдул Мурадов совместно Маликом Курбановым и Магомедом Агаровым смогли создать на сцене атмосферу циничного равнодушия и безумной любви к деньгам.

Шамсудин Капланов и Олеся Щепилова не раз заставили улыбнуться зрителей. Комедийные персонажи в психологической драме ценны, и тем сложнее их задача.

Ибрагим Мусиев совместно с балетной группой театра стали тем самым ярким пятном в сером меркантильном мирке приволжского городка. Правда цыганский романс прозвучал на русском языке. Было бы весьма интересно послушать его на лакском языке с оригинальным, не лишённым колкостей текстом, что добавило бы новую грань постановке. При показе на русском языке романсы на лакском звучали бы ещё более интересно, подчеркивая, что это именно лакский театр!

Всё музыкальное оформление постановки было выстроено на цыганском мотиве. Оно и понятно: цыгане Паратова — единственный светлый проблеск в жестоком мире, окружающем героев пьесы.

Художник спектакля Магомед Моллакаев, создавший «мир за дощатым забором», решил проблему смены декораций весьма просто. Забор многослоен, и на трансформацию уходило буквально несколько секунд. Костюмы героев выполнены в классическом стиле, и вполне соответствуют характерам героев.

Постановка была тепло принята зрителем. У лакского театра немало верных поклонников, которые не упустят возможность насладиться игрой полюбившихся актёров. В конце спектакля вышедших на поклон артистов публика долго не отпускала, приветствуя и благодаря их бурными овациями.

Фото автора.