Биеннале «Кубачинская башня»: Соотношение национального и общечеловеческого
Дата публикации: 27.02.2023
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
2 дня назад
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
2 дня назад
Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...
2 дня назад
С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...
4 дня назад
Журнал внимательно следил за замечательным праздником искусства, проходившим в Дагестане летом 2022 г. В сентябре организаторы объявили победителей конкурсной программы. Своими впечатлениями о III биеннале печатной графики «Кубачинская башня» и её перспективах поделилась член жюри, искусствовед Ирина Великодная (г. Москва).
Ирина Леонидовна Великодная, кандидат филологических наук, заместитель заведующего ОРКиР Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт МКААД (Москва), эксперт НИНЦЭ им. А. Бенуа (СПб.), член АСИС России.
— Ирина Леонидовна, кажется, для такого непопулярного вида искусств, как печатная графика, биеннале «Кубачинская башня» просто находка.
— Я бы не стала утверждать, что печатная графика непопулярна сегодня. Скорее, наоборот. И вы здесь делаете ошибку, как и многие, списывая печатную графику в запасные игроки развития сегодняшнего художественного процесса.
Позволю себе напомнить слова известного историка искусства Бориса Виппера, который сформулировал простой тезис «печатная графика — это самое актуальное из изобразительных искусств и вместе с тем наиболее доступное широким слоям общества искусство…». Но популярность часто переживает свои спады и подъемы, что зависит от многих причин — от политики государства в области культуры до экономических обстоятельств. Поэтому, наверное, стоит сегодня говорить, что после некоторого спада интереса к печатной графике, он явно вернулся и ярко присутствует последнее десятилетие на рынке искусства, в кругах коллекционеров, на выставочных площадках и при приеме на учебу в художественные учебные заведения. Достаточно открыть сайты аукционных домов, и вы поймете, как представлены техники печатной графики, как покупатели разбираются в этом, что ценится, а главное, как много молодых графиков выходит на выставочные площадки и аукционные продажи. Это радует, и я вижу также много молодых художников-графиков, кто иллюстрирует книги и работает в издательствах ярко и качественно. Вполне может быть, что в Дагестане ситуация не такая, но биеннале «Кубачинская башня», вероятно, что-то изменит в положительном направлении. Сформировать интерес к печатной графике или придать ему новый импульс, а также популяризировать произведения печатной графики — это всё же задачи Союза художников, министерства культуры, работников музеев и библиотек, обучающих учреждений.
Давайте не забывать, что Марк Шагал и Сальвадор Дали, Иван Шишкин и Валентин Серов пробовали себя в печатной графике и имели большой успех; необходимо учить этому мастерству, искать среди работающих графиков таланты, поддерживать и развивать этот вид искусства. Биеннале, несомненно, «подогревает» этот интерес, предоставляет возможность многим стать участниками, попробовать свои силы, а зрителям подарить знания в этой области и красоту печатной графики, постичь тонкость этого вида искусства, познакомиться с именами художников.
— На ваш взгляд, получилась она с национальным акцентом, или это сегодня не так важно?
— А могла ли сложиться в Кубачах биеннале без национального акцента? Это невозможно. Вы приезжайте в следующий раз и увидите, как все, кто попал в Кубачи на пленэр, вставали ранним утром и бежали рисовать, возвращались отдохнуть — стояла немыслимая жара, и снова — рисовать, вечером — снова рисовать, ближе к ночи — разбор нарисованного, показы… и что рисовали все участники? КУ-БА-ЧИ!!! В этом волшебстве, какое открылось всем, — в окружающей красоте природы, в сменяющихся световых видениях дня и ночи, в самих кубачинцах, в их одеждах и деталях бытовой обстановки, в памятниках старины, в лицах жителей… открылось то пространство национального, самобытного, без которого художественная информация не существует… и каждый хотел запечатлеть именно это. А соотношение национального и общечеловеческого в каждой работе — кто измерит? В любом случае в результате вы получаете искусство.
— Конкурсы, конечно, привлекают художников, но, как говорят про такое музыканты, вот здесь и заканчивается рок-н-ролл. Можно ли ожидать от таких форматов открытий новых имён?
— Несомненно! Не знаю, почему музыканты выбрали такую фразу для своего понимания подобного… Но все зависит от выбранного направления и творческого потенциала как организаторов, так и участников. С моей точки зрения, в основу биеннале «Кубачинская башня» организаторы заложили отличный принцип — отбирать и показывать на конкурсе работы мастеров печатной графики и работы молодых художников. Поэтому существовали две разные категории участников. И это позволило не только потешить самолюбие молодых участников и «висеть» на одной стенке с мэтрами в экспозиции, но еще и учиться у них, общаться с ними, наблюдать, как они работают, выслушивать их замечания и разбор этюдов почти каждый вечер, побывать на их мастер-классах и посмотреть, как мэтры вживую работают и щедро делятся своим опытом. Это фантастическая обстановка! Имена профессиональных художников-графиков, принявших участие в биеннале, всем уже известны по предыдущим публикациям, не буду их перечислять. Некоторые не только представили свои работы, но и приехали на пленэр, некоторые — в качестве членов жюри.
Среди молодых участников много ярких и талантливых, подающих надежды графиков. Кто-то еще учится, кто-то уже получил образование, кто-то пробует себя в книжной графике, кто-то в плакатном искусстве. Разнообразие техник, представленных на биеннале, меня поразило — от традиционных до малоизвестных, может, даже новаторских. Вы встречали графический оттиск с поролоновой основы? Я впервые встретила такое именно на биеннале «Кубачинская башня»! Не могу утверждать, что эта техника новаторская, но многие техники на этикетках были означены как «авторская техника».
— Сложно ли было вам, члену жюри, сделать свой выбор и успеть посмотреть все выставочные площадки?
— Быть в жюри всегда сложно… Если учитывать, что биеннале было международным, то сразу надо отметить, что это всегда несет свои трудности, так как сравнивать и оценивать графические работы художников Дагестана, России и Европы — а были представлены работы из Германии, Италии, Словакии и других стран — непросто… Европейская графика — изначально другая, по многим параметрам, поэтому это сразу настораживало предчувствием непростой работы… Количество работ, которые предстояло просмотреть и оценить, тоже говорило о том, что работа у жюри будет наисложнейшая, всего было представлено более 600 работ. Правда, организаторы заранее отправили каждому члену жюри все работы в электронном виде, так что задолго до начала биеннале каждый из нас мог просмотреть и уже понять общий уровень, отметить для себя что-то интересное и важное, сложить общее представление о качестве конкурсных графических листов и многое другое. Но главные события для жюри ожидались уже на месте. В Кубачах, где шли первые дни биеннале, можно было познакомиться с некоторыми участниками, понаблюдать, как они работают, что умеют, и увидеть первую экспозицию, расположенную в старой башне в Кубачах, которая и дала название этому мероприятию. Но это было только начало, всего здесь было представлено лишь около 150 работ. Вторая экспозиция нас ждала в Махачкале, в Центре этнической культуры — около 70 работ, а третья была представлена в Театре поэзии — 50 работ. Члены жюри за 2-3 дня обязаны были рассмотреть все эти работы, с которыми заочно познакомились в компьютерном варианте, но оценивать графику через компьютер, конечно, невозможно. Краски, линии, оттенки цвета, тонкости печати — всё это можно увидеть и оценить лишь вживую… поэтому последние пару ночей перед награждением жюри просто заседало до рассвета, чтобы результаты не сложились случайно и необоснованно. Надо сказать, что во многом в своем выборе члены жюри были единодушны, мнения больше совпадали, чем нет, а главное, по ходу оценивания работ, появлялись новые номинации, возникали новые градации для будущих биеннале, приходило понимание, как структурировать дальше сам процесс отбора и оценки работ.
Мне не удалось отсмотреть работы участников пленэра, которые создавались на моих глазах в середине июля в Кубачах, но так как сама биеннале во времени длилось с июля по конец сентября, то увидеть уже экспозицию в Дербенте (около 170 работ) именно по результатам пленэра у меня не сложилось. Но это я наверстаю в будущих кубачинских форумах.
— Куда дальше двигаться?
— Знаете, есть такое неписаное правило, что если любое крупное мероприятие проводится трижды, то дальше надо ждать провала. Это и понятно: привыкают к успеху, все уже проводится по накатанному, приходит элемент заданности… И это есть вектор развития — устоять, прежде всего, именно устоять, если учитывать меняющиеся обстоятельства нашей общей жизни, сложности частных историй и прочее… Второе, помимо этого, еще и привнести что-то особенное в проведение будущей IV биеннале, иначе всем станет скучно и начнется процесс «бронзовения», а это для искусства — гибель. И в-третьих, не бояться развиваться дальше, расширять горизонты, искать поддержку в регионе, определять финансовые возможности, рекламировать свои достижения и приглашать новых участников. Праздников много не бывает, главное, чтобы они были подлинными.
— Кубачи позволяет создать постоянную арт-резиденцию для пленэра студентов художественных училищ России.
— Я уверена в этом. В Кубачи нас встречали потрясающие люди, среди них — глава поселения Абдусалам Абдулхаликович Куртаев, те, кто так искренне заинтересован в развитии родного места, известные талантливейшие мастера-златокузнецы, кто продолжает традиционный промысел и сегодня, те, кто провел для нас мастер-класс, например, известный златокузнец Гаджиламаммаев Юнус, и кто поддержал финансово — златокузнец, чье творчество известно далеко за пределами Дагестана, Абдулгамид Канаев. И жители поселка, все те, кто нас сопровождал, кормил, устраивал нам жилье, помогал ориентироваться, возил, открывал гостеприимные двери своих домов, просто интересовался нами и поддерживал, радовался и общался каждый день, дарил нам улыбки и тепло. Это уже основа основ для создания арт-резиденции. Самое главное в таком деле — люди и их желание видеть искусство в своем родном поселке. Кубачи — место, где, как я себе определила, все рождаются с генным кодом искусства: рисуют, шьют, занимаются традиционными ремеслами, вяжут, обрабатывают дерево и металл, творят ювелирные красоты, создают новые техники в работе по золоту и серебру. Кажется, здесь все умеют рисовать и имеют врожденное чувство цвета. Это очень важно и очень привлекательно. Но есть еще и другая сторона медали. Важно, чтобы подобная инициатива была поддержана правительством республики, чтобы такой проект стал составляющей культурной политики Дагестана, что позволит выйти на международный уровень, поскольку арт-резиденция — это не только биеннале и выставки, это и обучающий кластер: место проведения практики студентов любых художественных вузов, студенческие международные обмены, создание детской художественной школы для местных детишек, возрождение среднего художественного образования в поселке, организация галереи печатной графики, проведение международных конференций и мастер-классов, что позволит разработать особенный туристический маршрут, да и многое-многое другое. Надо сказать, что мы успели с коллегами об этом помечтать, прогуливаясь вечером в Кубачах, даже пофантазировали и об одном заброшенном здании, какое нам приглянулось под такое дело. Искусство имеет свойство объединять людей и дарить красоту, что сейчас особенно необходимо. Кто-то же изрек, что красота спасет мир. И это может произойти, если каждый поверит в это и не будет равнодушным…
Мне бы отдельно хотелось сказать пару слов об организаторах и основных исполнителях этой биеннале, чья любовь к своему делу, к своей культуре и служение ей позволили сделать III биеннале «Кубачинская башня» столь запоминающейся. Я искренне признательна за этот праздник искусства и за возможность участия в нем следующим моим теперь уже коллегам и друзьям, которые не только организовали и провели мероприятие, но и наполнили каждый день биеннале событиями, профессиональными беседами, красивыми застольями, прогулками, экскурсиями, в которых всегда присутствовали радушие и искренность, — Юсупу Ханмагомедову, Александру Сергееву, Екатерине Дидковской, Елене Гаруновой, Шахнабат Алимагомедовой, Исхаку Исхакову, Хадижат Канаевой, Абдулгамиду Канаеву и Али Саламатову.
Итоги III Биеннале:
1. Гран-при конкурса: Мария Сырокваш (Минск, Беларусь).
2. Победители в номинации «Студент»:
1 степень. Ярослав Гурьев (Санкт-Петербург, Россия)
2 степень. Галина Дорофеева (Москва, Россия), Мария Названова (Москва, Россия)
3 степень. Екатерина Копытова (Томск, Россия), Евгения Рождественская (Нижний Новгород, Россия), Дарья Серова (Красноярск, Россия).
3. Победители в номинации «Профессионал»:
1 степень. Юрий Бычков (Тюмень, Россия), Мария Смольянинова (Москва, Россия)
2 степень. Марьям Садердинова (Москва, Россия), Евгения Тимошенко (Минск, Беларусь)
3 степень. Михаил Городецкий (Санкт-Петербург, Россия), Марина Демидова (Барнаул, Россия), Олег Михайлов (Санкт-Петербург, Россия).
4. Диплом лауреата в номинации «Студент»: Любовь Куриленко (Красноярск, Россия), Мария Маренкова (Королёв. Россия), Мефодий Мартыненко (Краснодар, Россия), Сабина Салихова (Махачкала, Россия), Дарья Фетисова (Москва, Россия).
5. Диплом лауреата в номинации «Профессионал»: Елена Гражевская (Москва, Россия), Магомед Даудов (Махачкала, Россия), Багжат Дибирчуева (Махачкала, Россия), Камилла Казалино (Борго Лаведзаро, Италия), Владислав Квартальный (Минск, Беларусь), Анастасия Лункевич (Санкт-Петербург, Россия), Павел Мартыненко (Краснодар, Россия), Заира Мукаилова (Каспийск, Россия), Анна Полинская (Москва, Россия), Марина Прудникова (Краснодар, Россия), Светлана Рябова (п. Баранчинский, Россия), Наталья Савельева (Махачкала, Россия).
6. Диплом «За высокий профессионализм»: Владимир Зуев (Нижний Тагил, Россия), Леманн Ханиф Ульрих (Дрезден, Германия).
7. Диплом «За новаторство»: Наталья Мартыненко (Краснодар, Россия), Ия Милашина (Пермь, Россия).
8. Диплом «За сохранение национальной культуры и высокий профессиональный уровень»: Асият Исрапилова (Махачкала, Россия), Абдулла Каймарасов (Каспийск, Россия), Асият Камилова (Махачкала, Россия). 9. Диплом от оргкомитета «За высокий профессионализм»: Игорь Ганзенко (Санкт-Петербург, Россия), Питер Кочак (Прешов, Словакия), Миранда Марсела (Кьяравалле, Италия), Алексей Парыгин (Санкт-Петербург, Россия).