Александр Мамедов: «Альпинизм — это игра в шахматы с природой» | Журнал Дагестан

Александр Мамедов: «Альпинизм — это игра в шахматы с природой»

Дата публикации: 08.05.2023

Беседовал Ахмедхан Кишов

Летопись героических дней История

Республика готовится встретить очередную годовщину победы в Великой Отечественной войне. В преддверии...

2 дня назад

«Я та, что к солнцу поднялась!» Изобразительное искусство

Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской, иранской и...

Добро пожаловать в ад Культура

Восемь лет, пока не кончится траур, в этот дом и ветру не будет доступа. Считайте, что окна и двери кирпичами...

3 дня назад

Погибший цветок Литература

Из-под снега неожиданно, с осторожностьюВзглянул на мир вестник жизни —Воспевая конец суровой...

В Дагестане я покорил все вершины, кроме одной. Мне до сих пор не далась гора Пабаку — то погоды не было, то не с кем было. Не пускала меня она.

В горы ходить я начал в 1976 году в Осетии, — рассказывает Александр Мамедов, — да и не могло быть по-другому. Вершины буквально нависают над Владикавказом, зовут и манят. Там же получил второй разряд по альпинизму.

Окончив Горский государственный аграрный университет, отслужив в армии, в 1981 году я приехал в Махачкалу. Устроившись на работу в Дагколхозстрой, в отделение механизации и транспорта, первым делом отправился на поиски альпинистского клуба. Долго искать не пришлось: неподалёку располагался клуб «Эос». В первую же весну мы поехали на сборы — в район Куруша. С Юрой Слободенюком совершили восхождение на Ярыдаг по не пройденному маршруту 3Б категории сложности. Помогал инструкторам — водил новичков. В 1984 году меня самого направили в школу инструкторов, обучение проходило в альплагере Безенги. Потом как инструктор я работал не только в Дагестане: в Цее, Дигории, Приеэльбрусье, Донбае, Узунколе, Улутау, Безенги, в Грузии, в альплагере Зесхо. За всё это я очень благодарен клубу «Эос», всем ребятам — моим друзьям, руководителям. Это были замечательные, незабываемые времена!

Команда клуба «Эос». 80-тые

Работа у инструктора очень ответственная. Приходило немало горячих голов, которым море по колено. Они рвутся в горы, не соизмеряя свои возможности с вызовами природы. Горы стояли и стоять будут, а жизнь у человека одна. Как-то вёл я группу на Эльбрус и заметил, что начала приближаться гроза. А Эльбрус отличается сварливым характером. Там часто бьют молнии по вершине. Я спустил группу, несмотря на протесты людей. И только мы дошли до косой полки, вершину накрыла гроза!

Альпинизм — это игра в шахматы с природой, нужно всё просчитывать на несколько ходов вперёд! Показательным было восхождение на Суган — это гора на границе Осетии и Кабарды. Ветер и снег не пускали нас наверх. Приходилось просчитывать каждое движение. Мы вышли на вершину! Но наступала ночь и спуститься засветло мы не успевали. Словно в награду за все наши труды погода наладилась. И перед нами предстала сказочная картина заката, словно списанная с картин Рериха. К тому моменту, за более чем десять лет походов в горы, такой красоты наблюдать не довелось. После всего буйства непогоды великолепие красок особенно восхищало!

В альплагере «Узункол», Карачаево-Черкеская Республика

В 1987 году  мы решили повторить сложнейший маршрут на Айламу (гора на границе Грузии и России), пройденный знаменитым «Тигром скал» Шалико Маргиани. Пять дней мы шли вместе с Вадимом Крючковым, Анатолием Скорняковым и Евгением Козорезовым. Метели настигали нас, но мы к этому уже были привычными. Молнии сверкали непрестанно, и через секунду-две всё вокруг нас сотрясалось от грома. У нас закончились продукты и даже бензин для примуса. Спускаться ночью было рискованно, да и куда идти? Плато у Айламы большое, легко ошибиться. Переночевали, а в награду получили звенящее солнечное утро. Вид с вершины потрясающий! Было видно даже Чёрное море, настолько прозрачен был воздух! Но это была не последняя награда. Когда спустя сутки мы, уставшие и голодные, пришли в альплагерь, то попали на банкет — у начальника учебной части родился сын!

В 2018 году я поднялся на Казбек со стороны Грузии, провёл небольшую группу туристов. Согласился я на это только из спортивного интереса. С первого восхождения на эту гору в 1978 году прошло 40 лет. Мне было интересно, смогу ли я в 60 лет покорить Казбек, как это сделал в 20. Ребята, которые со мной шли, были хоть и не альпинисты, но весьма спортивные люди. Так мы всех обгоняли на маршруте!

В этом году я все же планирую вместе детьми и внуками, а старшему уже 16 лет, взойти на Пабаку. Вершина, которая не далась мне одному, возможно будет благосклонна ко всей семье!